27.11.09

Михаил Виноградов: Таможенный союз лопнет при вступлении России в ВТО

svpressa.ru

Президент Медведев поучаствует в Минске в двух декоративных саммитах

Дмитрий Медведев отправился в Минск, где пройдут встречи глав пяти государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и «тройки» Таможенного союза.

Лидеры трех стран - Беларуси, Казахстана и России, которые составляют Таможенный союз, – оформят документы, дающие старт работе. Планируется подписать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза и утвердить план мероприятий по введению Таможенного кодекса в действие, – сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на высокопоставленного чиновника. Кроме того, будут рассмотрены Единый таможенный тариф Таможенного союза, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в торговле с третьими странами.

Второй саммит, ЕврАзЭС, пройдет в расширенном составе - к «тройке» присоединятся коллеги из Киргизии и Таджикистана. Ключевой темой заседания Межгоссовета ЕврАзЭС станет реализация совместных мер по преодолению последствий глобального кризиса в государствах-членах сообщества.

Что стоит за этими саммитами, с помпой поданных как «историческое событие», рассуждает политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«СП»: – Михаил Юрьевич, в чем проблема Таможенного союза?

– Проблема Таможенного союза в том, что его необходимость по-прежнему вызывает дискуссии, в том числе, внутри России, которая не испытывает реальных экономических потребностей в интеграции. Известно, что в разных отраслях экономики по-разному относятся к Таможенному союзу. Это связано с тем, что возможны изменения цен на бытовую технику, одежду и так далее. Словом, проблема союза в том, что особых лоббистов у него внутри России нет.

Таможенный союз выгоден России политически. Пользуясь этим, наши партнеры используют тему союза для политического торга, считая, что раз России это больше всех нужно, пусть она идет на уступки. Между тем, мотивации идти на такие уступки нет. Поэтому, в соответствии с интеграционным сценарием, Таможенный союз появляется, но если на пути у него возникнут проблемы, никто особо плакать не будет.

«СП»: – Но ведь сегодня президенты трех стран подписывают целый ворох бумаг, все эти соглашения о едином тарифе, номенклатуре, запретах. Нам говорят, сегодня союз окончательно и создадут, называют это «историческим событием». Разве нет?

– Эти соглашения, я так понимаю, начнут действовать с 1 июля 2010 года, а до этого времени возможности передоговориться будет предостаточно. Действительно, на сегодня по созданию союза проведена большая техническая работа. Значимость союза не очевидна, но опрокидывать итоги этой работы повода тоже нет.

«СП»: – Кто из партнеров может торпедировать соглашения? Лукашенко?

– Блеска в глазах нет и у российской стороны, на самом деле. Если проблем не будет, все договорятся. С другой стороны, и у Белоруссии есть соблазн повставлять палки в колеса, и у России нет особенного рвения обходить все препятствия, которые будет ставить Лукашенко.

«СП»: – Медведев заявил, что, возможно, в ВТО мы будем вступать в составе Таможенного союза, а, возможно, самостоятельно: «Какой путь окажется короче, тем путем и пойдем», - сказал Медведев. Это сдача позиций, ведь вначале говорили, что вступать будем только союзом?

– Что значит – сдача позиции?! С точки зрения вступления в ВТО, больший смысл, наверное, идти отдельно. Потому что серьезный процесс, это не постсоветская интеграция, и там придется много и тонко договариваться. Корректировка позиций по ВТО произошла еще в октябре 2009 года, поэтому сенсации в заявлении Медведева нет. В октябре мы уже говорили, что Россия переговоры по ВТО будет вести индивидуально.

«СП»: – Если мы вступим в ВТО, и одновременно будем в Таможенном союзе, получается, все эти единые тарифы и ставки полетят к чертям?

– Это вполне вероятно.

«СП»: – То есть тогда де-факто Таможенный союз перестанет существовать?

– Вполне вероятно.

«СП»: – Тогда какой смысл с помпой объявлять о его создании сейчас?

– Очевидно, есть желание на фоне кризиса интеграционных процессов на постсоветском пространстве показать, что кризис кризисом, но какие-то реальные результаты впервые за много лет достигнуты. Пусть даже это результаты сугубо тактические.

«СП»: – Нам говорят, что второй саммит, ЕврАзЭС, будет посвящен проблемам преодоления кризиса совместными усилиями. О чем лидеры стран могут говорить в рамках этой темы?

– Речь может идти об обмене информацией, антикризисным опытом. Естественно, что каждая из постсоветских стран будет выбираться из кризиса по отдельности.

«СП»: – То есть второй саммит – декоративный?

– Думаю, сама по себе ЕврАзЭС – декоративная структура.

--------------------------------------------------------------------------------

Из истории Таможенного союза

В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) России, Беларуси и Казахстану, как наиболее развитым странам сообщества, было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания Таможенного союза. Эти три страны, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 процента экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Остальные государства-члены ЕврАзЭС будут присоединяться к ТС постепенно, по мере своей готовности. 19 мая 2009 года Киргизия подала заявку на присоединение.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Беларусь и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.