12.07.07

Made in таможня

<Конфискат> - это не термин, а раскрученный бренд

Наверное, только советский человек, услышав слово <конфискат>, рефлексивно потирает руки. В отличие от <секондхенда>, поход в который воспринимается как сделка с совестью, магазин конфиската по умолчанию считается едва ли не лучшим местом для покупок в мире. Потому что именно там якобы можно приобрести самые качественные товары по бросовым ценам. Наберите в поисковом сервере <таможенный конфискат> - и получите бесчисленное количество ссылок на интернетмагазины или частных предпринимателей, уверяющих, что торгуют тем самым, вожделенным. Однако на самом деле они продают не столько конфискованный товар, сколько популярный бренд - <конфискат>.

Конфискация - это вид уголовного или административного наказания. Отчуждением имущества насовсем или до выяснения обстоятельств занимаются МВД, ФСБ, таможня (ФТС), пограничники и даже Роскомрыболовство. Товар, по каким-либо причинам подлежащий изъятию (при отсутствии документов, неуплате пошлин и так далее), поступает на склады временного хранения, а его хозяева начинают разбираться с правоохранительными органами, чтобы вернуть свое имущество, что, прямо скажем, получается не всегда. Обычно основная часть имущества конфискуется по решению суда.

Реализация изъятого имущества входит в компетенцию Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Но самостоятельно РФФИ конфискат не продает. После вступления решения суда в законную силу фонд либо организует аукцион (если речь идет о пакетах акций или недвижимости), либо перепоручает продажу конфиската одной из доверенных фирм (по России их зарегистрировано около сотни). Минимальную стоимость определяют аккредитованные при РФФИ оценщики.

В общем, с точки зрения законодательства, продавать конфискат в розницу нельзя, поэтому таможенники не могут отправить изъятые у контрабандистов товары прямо на прилавок магазина. Да и нет таких магазинов, специально аккредитованных при ФТС. Зато в интернете их почемуто в избытке. Если набрать в поисковике <конфискованное имущество, реализация>, то выпадают адреса магазинов, якобы занимающихся сбытом товаров. В Москве их можно найти на Ленинском, Пролетарском проспектах и на улице Новодмитровская.

Но Александр Комаров, пресс-секретарь Российского фонда федерального имущества, сообщил, что никаких таких магазинов нет, а реализацией товара занимаются поверенные фирмы или же проводятся торги в форме аукциона. Значит ли это, что такие магазины к РФФИ не имеют никакого отношения? Гн Комаров говорит, что поверенные не осуществляют розничную продажу, только оптовую. А деньги, полученные от продаж, <в полном объеме направляются фондом, поверенными фонда и покупателями на депозитные счета территориальных отделов Федеральной службы судебных приставов России (ФССП)>.

Поэтому шанс, что ларьки, периодически появляющиеся у метро или в других оживленных местах и завлекающие покупателя вывеской <Таможенный конфискат>, продают действительно конфискованный товар, почти минимален. Чаще всего это просто продажа изначально дешевого товара, который выдается за более дорогой и качественный. Конечно, многие ведутся на такую <халяву>, купить дорогой товар меньше чем за полцены мало кто откажется.

Правда, дотягивать внешний вид своих <точек> до уровня бутиков продавцы не торопятся. Магазин <Реализация таможенного товара> на 2й Хуторской виден издалека. Название магазина написано огромными буквами и буквально бросается в глаза. Цены действительно <таможенные>: летние кофточки за 200 рублей, обувь женская и мужская - 300-400 рублей, верхняя одежда тоже на порядок дешевле, чем в обычных магазинах. Плащи и кожаные куртки ждут своего покупателя. Аккуратно развешаны брюки, летние платья, тканевые сумочки небольшого размера, кофты с логотипами Versace и Chanel. Все это вряд ли придется по душе человеку, обладающему минимальным вкусом. Достоинство этих вещей не в красоте или изяществе, а в цене: одеться с ног до головы можно буквально за две тысячи рублей.

В магазине продается и бытовая техника (электрочайник - 1200 рублей), и парфюмерия (Noa - 660 рублей, мужской Farenheit - чуть более 400), и косметика. В три часа дня покупателей мало. По магазину ходит девушка лет двадцати пяти. С виду и не скажешь, что она может одеваться здесь. Девушка присматривается к летним топам, но вскоре уходит, так ничего и не купив. На минуту в магазин заглядывает мужчина лет сорока, проходит мимо обувных полок, скользит по ним взглядом и торопливо покидает помещение. В течение следующего получаса магазин пустует, хотя находится в достаточно оживленном месте, рядом с пересечением двух улиц и недалеко от метро.

Продавщицы общаются охотно: покупателей нет, скучно. Летом у них <не сезон>, основной наплыв покупателей случается в более холодное время года. Мне всегда казалось, что в магазинах такого рода покупают что-то в основном люди пожилые. Но, по словам продавщиц, <старушки и старички как раз покупают тут редко. Они сравнивают наши цены с ценами рынка, говорят, что там дешевле. Или, наоборот, подозрительно интересуются, почему так дешево, не изза дефекта ли? Еще спрашивают, почему этот товар конфисковали на таможне. А что мы им можем ответить? Порой даже начинают торговаться, но мы же магазин, а не рынок, цену снижать не можем>.

Так кто же покупает? Продавщицы отвечают уверенно: <Люди, которые знают цену на товар и видят, что у нас она лучше. Говорят: зачем нам идти в <Арбат Престиж> и покупать духи дороже, если можно купить здесь>. Действительно, разница в цене на товары бизнескласса впечатляет. Особенно это касается часов. На витрине выставлены ценой чуть меньше тысячи и в той же ценовой категории.

Впрочем, не все товары, представленные в магазине, являются конфискатом, и продавщицы этого не скрывают. Главное, чтобы аршинная вывеска заманивала покупателей, которым, в сущности, все равно, был ли товар конфискован или, напротив, удачно обошел все таможенные барьеры. Люди с одинаковым удовольствием купят контрабанду и конфискат, было бы подешевле и посимпатичнее.

"Новая газета" № 52 12.07.2007