Made in таможня
<Конфискат> - это не термин, а раскрученный бренд
Наверное, только советский человек, услышав слово <конфискат>, рефлексивно
потирает руки. В отличие от <секондхенда>, поход в который воспринимается как
сделка с совестью, магазин конфиската по умолчанию считается едва ли не лучшим
местом для покупок в мире. Потому что именно там якобы можно приобрести самые
качественные товары по бросовым ценам. Наберите в поисковом сервере <таможенный
конфискат> - и получите бесчисленное количество ссылок на интернетмагазины или
частных предпринимателей, уверяющих, что торгуют тем самым, вожделенным. Однако
на самом деле они продают не столько конфискованный товар, сколько популярный
бренд - <конфискат>.
Конфискация - это вид уголовного или административного наказания. Отчуждением
имущества насовсем или до выяснения обстоятельств занимаются МВД, ФСБ, таможня
(ФТС), пограничники и даже Роскомрыболовство. Товар, по каким-либо причинам
подлежащий изъятию (при отсутствии документов, неуплате пошлин и так далее),
поступает на склады временного хранения, а его хозяева начинают разбираться с
правоохранительными органами, чтобы вернуть свое имущество, что, прямо скажем,
получается не всегда. Обычно основная часть имущества конфискуется по решению
суда.
Реализация изъятого имущества входит в компетенцию Российского фонда
федерального имущества (РФФИ). Но самостоятельно РФФИ конфискат не продает.
После вступления решения суда в законную силу фонд либо организует аукцион (если
речь идет о пакетах акций или недвижимости), либо перепоручает продажу
конфиската одной из доверенных фирм (по России их зарегистрировано около сотни).
Минимальную стоимость определяют аккредитованные при РФФИ оценщики.
В общем, с точки зрения законодательства, продавать конфискат в розницу нельзя,
поэтому таможенники не могут отправить изъятые у контрабандистов товары прямо на
прилавок магазина. Да и нет таких магазинов, специально аккредитованных при ФТС.
Зато в интернете их почемуто в избытке. Если набрать в поисковике
<конфискованное имущество, реализация>, то выпадают адреса магазинов, якобы
занимающихся сбытом товаров. В Москве их можно найти на Ленинском, Пролетарском
проспектах и на улице Новодмитровская.
Но Александр Комаров, пресс-секретарь Российского фонда федерального имущества,
сообщил, что никаких таких магазинов нет, а реализацией товара занимаются
поверенные фирмы или же проводятся торги в форме аукциона. Значит ли это, что
такие магазины к РФФИ не имеют никакого отношения? Гн Комаров говорит, что
поверенные не осуществляют розничную продажу, только оптовую. А деньги,
полученные от продаж, <в полном объеме направляются фондом, поверенными фонда и
покупателями на депозитные счета территориальных отделов Федеральной службы
судебных приставов России (ФССП)>.
Поэтому шанс, что ларьки, периодически появляющиеся у метро или в других
оживленных местах и завлекающие покупателя вывеской <Таможенный конфискат>,
продают действительно конфискованный товар, почти минимален. Чаще всего это
просто продажа изначально дешевого товара, который выдается за более дорогой и
качественный. Конечно, многие ведутся на такую <халяву>, купить дорогой товар
меньше чем за полцены мало кто откажется.
Правда, дотягивать внешний вид своих <точек> до уровня бутиков продавцы не
торопятся. Магазин <Реализация таможенного товара> на 2й Хуторской виден
издалека. Название магазина написано огромными буквами и буквально бросается в
глаза. Цены действительно <таможенные>: летние кофточки за 200 рублей, обувь
женская и мужская - 300-400 рублей, верхняя одежда тоже на порядок дешевле, чем
в обычных магазинах. Плащи и кожаные куртки ждут своего покупателя. Аккуратно
развешаны брюки, летние платья, тканевые сумочки небольшого размера, кофты с
логотипами Versace и Chanel. Все это вряд ли придется по душе человеку,
обладающему минимальным вкусом. Достоинство этих вещей не в красоте или
изяществе, а в цене: одеться с ног до головы можно буквально за две тысячи
рублей.
В магазине продается и бытовая техника (электрочайник - 1200 рублей), и
парфюмерия (Noa - 660 рублей, мужской Farenheit - чуть более 400), и косметика.
В три часа дня покупателей мало. По магазину ходит девушка лет двадцати пяти. С
виду и не скажешь, что она может одеваться здесь. Девушка присматривается к
летним топам, но вскоре уходит, так ничего и не купив. На минуту в магазин
заглядывает мужчина лет сорока, проходит мимо обувных полок, скользит по ним
взглядом и торопливо покидает помещение. В течение следующего получаса магазин
пустует, хотя находится в достаточно оживленном месте, рядом с пересечением двух
улиц и недалеко от метро.
Продавщицы общаются охотно: покупателей нет, скучно. Летом у них <не сезон>,
основной наплыв покупателей случается в более холодное время года. Мне всегда
казалось, что в магазинах такого рода покупают что-то в основном люди пожилые.
Но, по словам продавщиц, <старушки и старички как раз покупают тут редко. Они
сравнивают наши цены с ценами рынка, говорят, что там дешевле. Или, наоборот,
подозрительно интересуются, почему так дешево, не изза дефекта ли? Еще
спрашивают, почему этот товар конфисковали на таможне. А что мы им можем
ответить? Порой даже начинают торговаться, но мы же магазин, а не рынок, цену
снижать не можем>.
Так кто же покупает? Продавщицы отвечают уверенно: <Люди, которые знают цену на
товар и видят, что у нас она лучше. Говорят: зачем нам идти в <Арбат Престиж> и
покупать духи дороже, если можно купить здесь>. Действительно, разница в цене на
товары бизнескласса впечатляет. Особенно это касается часов. На витрине
выставлены
Впрочем, не все товары, представленные в магазине, являются конфискатом, и
продавщицы этого не скрывают. Главное, чтобы аршинная вывеска заманивала
покупателей, которым, в сущности, все равно, был ли товар конфискован или,
напротив, удачно обошел все таможенные барьеры. Люди с одинаковым удовольствием
купят контрабанду и конфискат, было бы подешевле и посимпатичнее.
"Новая газета" № 52
12.07.2007