06.06.06

Летом опять вырастут очереди на границе

Летом экспедиторов вновь ожидают автомобильные очереди на границе с соседними странами. Это неудивительно: ведь, по данным СЗТУ, ежегодно объемы автоперевозок через контрольно-пропускные пункты Северо-Запада РФ увеличиваются на 19-20%, и рост этот особенно велик в теплое время года.

Исполнительный директор `Союза автоперевозчиков и экспедиторов Санкт-Петербурга и Ленобласти` Ирина Метель полагает, что в возникновении пробок виноваты не только таможенники. На международных автомобильных пунктах погранпропуска (МАПП) работает еще несколько госслужб. За рубежом дело поставлено иначе: там присутствуют только таможенники и пограничники. А, к примеру, фитосанитарный контроль проходят позже, чтобы не задерживать движение через МАПП.

Контролеров поубавят

В этом плане перемены ожидаются в ближайшей перспективе: в Правительстве РФ рассматривают предложение о том, чтобы оставить только двух контролеров - пограничников и таможенников, а функции остальных госслужб перераспределить между ними.

Это существенно облегчит диалог предпринимателей и перевозчиков с представителями контрольных ведомств. С сотрудниками таможни, в частности, считает И. Метель, стало проще наладить диалог. В `Союзе автоперевозчиков и экспедиторов Санкт-Петербурга и Ленобласти` вместе с представительством Ассоциации международных автоперевозчиков на Северо-Западе РФ в 2005 году выдвинули пакет предложений, как снизить простои транспортных средств и оптимизировать процедуры. Речь шла о том, что сегодня нет особой нужды досматривать абсолютно все автопоезда и грузы. Экспедиторы и грузовладельцы стали больше дорожить деловой репутацией. Поэтому следует расширить практику применения зеленых коридоров.

Ускоряет работу и предварительное электронное декларирование грузов. Объемы его использования, кстати, зависят не только от воли таможенников, но и от желания вводить электронный документооборот грузовладельцами.

Пока что на Северо-Западе электронные декларации используют только на 16 постах, где в 2005 году по такой технологии было оформлено всего 1,5 тыс. комплектов документов. Это если считать и автомобильные, и железнодорожные декларации. Причем если по стальным магистралям пропущено 62 тыс. партий грузов, то по автодорогам - всего 4,6 тыс. партий. Капля в море, хотя и заметен в этом плане некоторый прогресс. Далее - технологии взвешивания. Сейчас грузовику по пути не раз приходится останавливаться, чтобы провести весовой контроль. И это напоминает систему поборов. Было бы эффективнее ввести единый международный сертификат взвешивания транспортных средств. После этого автомобили и груз опломбируют и больше не будут проверять. Кроме того, необходимо совершенствовать порядок выдачи спецразрешений на доставку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и оформления сопроводительных документов. А также расширять площади МАПП и оптимизировать процедуры контроля на территории МАПП.

Диалог таможни с перевозчиками

Судя по выступлениям начальника СЗТУ Павла Корчажкина, по крайней мере часть этих предложений намечено реализовать на практике. По федеральной целевой программе на оснащение контрольно-пропускных пунктов современным оборудованием выделят 5 млн евро. На эти средства установят 5 комплексов, которые позволят досматривать 40-футовый контейнер в автоматическом режиме, как это делают, например, с багажом пассажиров в аэропортах.

В конце 2005 года проведен конкурс на закупку ИДК, который выиграло российско-немецкое СП. При этом часть комплектующих закупят в КНР. Будут участвовать в выполнении заказа и некоторые петербургские предприятия. Одними из первых в РФ такие ИДК установят таможенники Северо-Запада РФ.

В СЗТУ намечена реконструкция 19 контрольно-пропускных пунктов. Запланировано выделить 10 млн евро на то, чтобы на напряженных пограничных автотрассах работало, как минимум, по две полосы пропуска в обе стороны движения. Приоритет отдан трем направлениям транспортировок - на Латвию, Финляндию и Эстонию, куда сейчас нацелены основные автомобильные грузопотоки.

Модернизация поможет увеличить пропускную способность МАПП `Бурачки`, `Торфяновка`, `Брусничное` и `Ивангород`, как минимум, на 15%. Летом 2006 года планируют начать переоборудование первых трех МАПП и проектирование переоснащения пункта в Ивангороде. Возможно, к проекту будут привлечены средства технической помощи ЕС и Эстонии.

Пока остается открытым вопрос о выделении средств на реконструкцию моста на пути из Ивангорода в Нарву. Но тут инициативу ожидают со стороны правительства Эстонии, которое, в свою очередь, надеется на инвестиции ЕС. Это заставляет российских таможенников не особо спешить с модернизацией МАПП `Ивангород`. Ведь пропускная способность моста все равно ставит предел по объемам пропуска автомобилей. Павел Корчажкин также пообещал в 2006 году наладить таможенный контроль туристских автобусов, следующих в Финляндию без высадки пассажиров на территории МАПП. Иными словами, внедрить схожие процедуры, что удалось реализовать в пассажирских поездах.

Экономика и время 06.06.06