11.05.05

Лес - вывозим, машины - ввозим. Всегда ли законно?

Ивановская область год от года все более обрастает внешнеэкономическими связями. Однако не секрет, что наряду с добропорядочным бизнесом у нас ведется и подпольное, полулегальное предпринимательство. С другой стороны, порой возникает необходимость защитить права добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. На страже интересов государства и собственников стоит несколько структур, в том числе и ивановская таможня. По многим правоохранительным вопросам она тесно взаимодействует с ивановской транспортной прокуратурой. О практике расследования дел, связанных с нарушениями при таможенном оформлении товаров, мы беседуем с начальником отделения дознания Ивановской таможни майором таможенной службы Натальей Смирновой и заместителем транспортного прокурора Павлом Пучковым.

- Что у нас в области является главным объектом для контрабанды?

- Ивановская таможня - внутренняя, поэтому с контрабандой мы почти не сталкиваемся. Что можно вывезти из Ивановской области? Лес. Что можно ввезти? Автомобили. Вот тут и бывают нарушения.

- Подробнее, пожалуйста.

- В транспортную прокуратуру поступила желоба от одного ивановца на якобы неправомерные действия таможенников, которые изъяли у него машину. В результате проверки в удовлетворении жалобы было отказано, а в отношении самого заявителя возбуждено дело об административном правонарушении. Выяснилось, что при пересечении границы он не произвел таможенное оформление автомобиля и не уплатил таможенные платежи. В итоге ему пришлось уплатить штраф до 40 тыс. руб.

В прошлом году было выявлено несколько таких фактов.

Сейчас в прокуратуре находится на рассмотрении аналогичная жалоба по так называемой белорусской машине. Кстати, в Иванове машин с белорусскими номерами немало. Люди думают, если доверенность на автомобиль получена от собственника, который является гражданином Белоруссии, то на территории России машиной можно свободно распоряжаться, поскольку у нас уже почти создано союзное государство.

На самом деле все обстоит сложнее. Только гражданин Белоруссии может оформить машину в режиме временного ввоза, причем по истечении указанного срока он обязан вывезти ее обратно. Гражданин же России должен эту автомашину оформить в таможенных органах и уплатить таможенные платежи. Только после этого он может ею распоряжаться.

Вообще, машины отдельная тема. Прокуратура совместно с таможней работает и по транспортным средствам, которые оформлены в других областях как правило, Московской. Вроде бы и номера выданы в соответствии с законом, тем не менее, выявляются факты, когда автомобили не проходили таможенного оформления. В прошлом году по этому поводу было возбуждено одно уголовное дело, не считая административных. В рамках того уголовного дела за машину были получены таможенные платежи в размере около 700 тыс. руб. Покупатель предпочел уплатить эти деньги добровольно и потом спокойно пользоваться машиной.

Несколько дел было возбуждено по оформлению машин в Тейковском межрайонном отделе ГИБДД. Суть в том, что по поддельным документам на подставных лиц (как правило, это были алкоголики) регистрировались дорогостоящие транспортные средства. Представлялись документы о том, что якобы пройдены необходимы таможенные процедуры. На самом деле никакого таможенного оформления не было. Чтобы придать машине добропорядочный вид , применяется многоступенчатая схема. Например, одна из них была найдена в Брянске, а сначала она была вывезена в Белоруссию и потом обратно ввезена в Россию.

- А что можете сказать о вывозе леса?

- В течение последних двух лет нашей прокуратурой проводились неоднократные проверки по вывозу крупных партий пиломатериалов. Ведь не секрет, что у нас в области работают подпольные лесопилки. Тем, кто покупает их продукцию, сопроводительных документов не дают. Но товар-то надо вывезти. Вот и нашли такую схему: ворованный лес распиливают и вывозят по поддельным документам.

Ряд документов, которые представлялись к оформлению на Шуйском таможенном посту, вызвал сомнения. Было возбуждено уголовное дело, которое имеет межрегиональный характер. По этому делу работала следственная группа, в которую вошли как сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте, так и Ивановской таможни. В качестве обвиняемых привлечены 3 человека. Они организовали совместное предприятие с гражданами Литвы. Представляли документы якобы о приобретении в московской фирме товара, который собирались вывезти в Прибалтику. На поверку оказалось, что московская фирма зарегистрирована на подставных лиц. На самом деле пиломатериалы закупались не в Москве, а в районах нашей области, и не имели документов, подтверждающих законность их происхождения. Группа действовала достаточно масштабно, в день иногда оформляли по несколько деклараций. Работали около двух лет. Следствие выявило около 40 эпизодов. Было вывезено пиломатериалов на сумму 10 млн руб. это только то, что удалось доказать.

Главный герой (он имел в России временную регистрацию) сейчас скрывается в Прибалтике, обвинение ему предъявлено заочно. Установлено также, кто вписывал данные в бухгалтерские документы это жители нашей области. Им предъявлено обвинение в контрабанде, совершенной в организованной группе. А поскольку они претендовали на возмещение НДС, то налицо еще и покушение на мошенничество. Тут хорошо сработали налоговые органы в возмещении было отказано.

- Видимо, есть и другие дела такого же рода? Ведь лес вырубают повсюду, и вряд ли только на законных основаниях.

- В нашей области таких примеров больше нет. Наверное, не все вывозят.

- Сейчас много шума вокруг фирмы Эггер - у таможни и транспортной прокуратуры к ней есть претензии?

- Ивановской таможней возбуждено несколько дел об административных правонарушениях в отношении этой фирмы. Дело в том, что при ввозе в Шую оборудования и строительных материалов не были соблюдены запреты неэкономического характера. В частности, изначально не предоставлены заключения санэпиднадзора. А это необходимое условие для выпуска товаров в обращение. В процессе административного расследования сотрудники таможни потребовали представить необходимые документы.

Однако дело не закрыто. К проверке подключилась прокуратура. Дело в том, что на плиты ДВП, ДСП были представлены очень интересные заключения, выданные центром санэпиднадзора вы только послушайте, какого! - ракетных войск стратегического назначения. Вопрос, в пределах ли своей компетенции действовали военные. Сейчас проводится проверка.

Еще одно интересное дело, которое сейчас находится в отделе дознания Ивановской таможни, связано с ОАО Российские железные дороги . В прошлом году из вагонного депо станции Иваново на Украину был вывезен станок для обработки колесных пар стоимостью порядка 2 млн руб. Тут такая тонкость. Если оборудование вывозится для того, чтобы его модернизировать один таможенный режим. Но этот станок отправлялся якобы для пуско-наладочных работ. Значит, вступает в действие режим временного вывоза. Как выяснилось в ходе расследования, вывезли одно (причем через подставных лиц), а ввезли совсем другое оборудование. И при этом уклонились от уплаты таможенных платежей только по одному станку на 800 тыс. руб. А поскольку по региону, включая Ярославль, таких станков было несколько - можно себе представить масштаб мошенничества. В этом деле фигурируют жители Москвы, Ярославля, граждане Украины. Ивановцы же выступали скорее в роли исполнителей. Поступило указание сверху они выполнили.

- Что можно сказать о хлопковых делах ?

- При анализе итогов прошлого года получилось, что объемы ввезенного хлопка упали процентов на 20. Это может быть связано с теми мероприятиями, которые проводились по заданию прокуратуры области. Были задействованы, кроме таможни, органы транспортной милиции. Поэтому нелегальный хлопок частично ушел из нашего региона. У нас остались, по большей части, добросовестные участники ВЭД.

В прошлом году было возбуждено несколько дел по фактам недостоверного декларирования хлопка. В качестве примера можно сказать об административном деле, которое Ивановская таможня возбудила в отношении одного из ивановских предпринимателей. При повторном досмотре на Ивановской таможне выяснилось, что качество хлопка не соответствует заявленному в ГТД это привело к уменьшению таможенных платежей. Начальник таможни по результатам рассмотрения принял решение о наложении штрафа - порядка 50 тыс. руб. Но поскольку предприниматель возместил ущерб, он счел возможным обжаловать решение в арбитражном суде. Однако суд оставил решение начальника таможни без изменений.

Кстати, хлопок раньше входил в товары группы риска, и по приказам ФТС его поставки подвергались дополнительной проверке, а теперь он выведен за рамки группы риска. Значит, определенного позитива, видимо, добились. Причем не только в масштабах Ивановской таможни, этот товар оформляется и во Владимире, Ярославле, Москве.

- Есть ли криминал при ввозе продуктов питания?

- На сегодняшний день нет ничего. В прошлом году был эпизод с сахаром. Есть свекловичный сахар и тростниковый. Ввоз свекловичного из Белоруссии беспошлинный, а при ввозе тростникового таможенные платежи достаточно существенные. На пограничных таможнях тростниковый сахар выдавался за свекловичный. Партия такого товара и поступила в Иваново.

Проверки тогда проводились по всей России. Дело в том, что по обзорам Федеральной таможенной службы получалось: из Белоруссии поступило больше сахара, чем было произведено. Вот у сотрудников отдела собственной безопасности таможни, проводивших мероприятия совместно с транспортной милицией, и закралось подозрение с учетом объема поступившей партии. Образцы сахара были отправлены на исследование. Анализ подтвердил, что сахар не свекловичный, а тростниковый.

Но ивановские коммерсанты выступали просто в роли получателей, то есть им приходили уже готовые документы с отметками пограничной таможни. Они и декларировали здесь товар как свекловичный сахар. Материалы переданы по месту совершения преступления туда, где было совершено незаконное пересечение границы.

Консультацию дает таможня

Марианна Малова, начальник правового отдела Ивановской таможни, подполковник таможенной службы:

- Как показывает практика последних 6 месяцев, большинство дел, которые рассматривают суды по искам участников ВЭД, связаны с вопросами таможенной стоимости, и значительно реже с нарушением таможенных правил.

Что касается результатов обжалования в судах решений по таможенной стоимости, картина выглядит следующим образом: в пользу Ивановской таможни принято 62,5% решений, не в пользу 25%, частично удовлетворены требования по 12,5% судебных дел. По делам, связанным с привлечением к административной ответственности, ситуация fifty-fifty : 50% судебных решений принято в пользу таможни и 50% - в пользу участников ВЭД.

Хочу отметить, что в регионе деятельности Ивановской таможни активность участников ВЭД в плане реализации защиты своих прав и законных интересов незначительна. Думается, это вызвано в основном общей правовой неграмотностью населения, незнанием, куда пойти и что сказать , а также предположением, будто адвокат нынче дорого стоит .

Говоря о порядке обжалования решений таможенных органов и должностных лиц, их действий или бездействия, хочу обратить внимание на досудебное урегулирование. Этот порядок состоит в подаче жалобы вышестоящему должностному лицу таможни или таможенного поста. Причем не стоит думать, что таможенный орган никогда не отменит своего решения. Так, за 1 квартал 2005 года из двух жалоб, рассмотренных в Ивановской таможне, одна была удовлетворена в полном объеме, и участнику ВЭД произведен возврат излишне уплаченных таможенных платежей. В удовлетворении другой жалобы было отказано.

Кроме того, новый Таможенный кодекс ввел упрощенный порядок обжалования. Речь идет об устной жалобе, решение по которой принимается вышестоящим должностным лицом незамедлительно. Правда, есть одна оговорка: в упрощенном порядке могут быть обжалованы решения или действия, связанные с перемещением через таможенную границу РФ товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн руб. и (или) одного транспортного средства. Эта форма удобна тем, что не исключает в дальнейшем возможность обращения с жалобой в общем порядке.

Частник.ру