06.06.06

Латвия:За руль могут пригласить украинцев и молдаван

В Латвии остро стоит проблема дефицита шоферов-дальнобойщиков, поэтому по примеру Литвы, возможно, придется облегчить трудоустройство для водителей из стран, не входящих в ЕС. Эту проблему вчера президент Latvijas auto Валдис Трезиньш должен был обсудить в Министерстве сообщения ЛР.

Визовый коридор

Литовские власти откликнулись на острый дефицит шоферов-дальнобойщиков, который наблюдается в соседней стране. В марте нехватка шоферов, по данным опроса литовской ассоциации автоперевозчиков Linava, составила 2755 человек. Поэтому, как уже писал Телеграф, литовский департамент миграции совместно с консульским департаментом МИДа и по согласованию с Биржей труда Литвы подготовили упрощенную процедуру, позволяющую быстрее трудоустраивать на литовских предприятиях водителей дальних рейсов из третьих стран. Это сделано по инициативе ассоциации перевозчиков Linava.

Упрощенный порядок предусматривает, что дипломатические и консульские учреждения Литвы выдадут водителям дальних рейсов из третьих стран, прибывающим работать на литовские предприятия, занимающиеся международными грузоперевозками, многоразовые долгосрочные визы Литовской Республики сроком до 1 года, не требуя разрешения на временное проживание.

Недостача в 500 человек

В Латвии проблема с дефицитом шоферов-дальнобойщиков тоже весьма актуальна. Многие транспортные компании жалуются на невозможность найти надежного, квалифицированного водителя. По данным латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto, в нашей стране нехватка шоферов достигает 500 человек.

Возможно, что и Латвии неплохо бы перенять полезный опыт Литвы, которая и на этот раз обогнала нас в смысле гибкости политики трудоустройства. Ведь пока латвийские транспортники не спешат приглашать профессиональных водителей "из третьих стран" отчасти именно из-за бюрократических сложностей с визами и трудовыми разрешениями, а также дороговизны этого "удовольствия".

До Лиго будут подвижки

Президент Latvijas auto Валдис Трезиньш рассказал Телеграфу, что в общении с представителями Министерства сообщения похожий вопрос уже поднимался. Прежде всего потому, что в Латвии трудоустройство шофера из "третьей страны" и традиционно было сложнее, чем в Литве.

По мнению руководителя Latvijas auto, Латвии придется перенять опыт соседней страны, так как Литва является одним из наших главных конкурентов в области перевозок. А упрощение процедуры приглашения шоферов из-за рубежа даст литовским перевозчикам значительное преимущество. Валдис Трезиньш пообещал еще до праздника Лиго встретиться с представителями Linava, чтобы детальнее изучить литовский опыт открытия рынка труда. После этого Latvijas auto может обратиться к латвийскому правительству с похожими предложениями.

Два пути борьбы с дефицитом

Как отметил Валдис Трезиньш, проблему с кадрами можно решать двумя путями: готовить собственные кадры или приглашать иностранцев. Везде есть свои подводные камни. Для многих потенциальных молодых шоферов обучиться на водителя грузовика трудно из-за дороговизны курса обучения. Да и фирмы берут молодых водителей без опыта неохотно, так как из практики уже знают, что ущерба от них может быть больше, чем пользы.

Обучать кадры за свой счет перевозчики тоже не торопятся, так как нет никакой гарантии, что любовно взращенный шофер при первой возможности не уедет в Великобританию или не перебежит в другую фирму.

Но и приглашать иностранцев, по словам Валдиса Трезиньша, готовы далеко не все компании, так как здесь закономерно возникает проблема доверия: не каждому водителю-иностранцу можно предоставить новый автомобиль, да еще и с грузом. "Возьмешь человека из российской глубинки, а он пропадет вместе с машиной и грузом. Как потом его искать?" - рассуждает Валдис Трезиньш, при этом не отрицая, что выход из ситуации с дефицитом кадров искать необходимо, так как уже сейчас нехватка шоферских рук тормозит развитие пока растущей отрасли автоперевозок.

Информационный портал Даугавпилса; 06.06.06