29.11.11

«Культурное движение» через границу

Достаточно часто приходится слышать о задержании на границе икон, живописных полотен и тому подобных нетривиальных предметов. Может сложиться впечатление, что все такие случаи связаны исключительно с умышленными попытками контрабандного перемещения товаров в целях преступной наживы. Однако, это далеко не так. Иногда в неприятную ситуацию могут попасть обычные законопослушные люди, невнимательно ознакомившиеся с правилами ввоза и вывоза через границу определённых категорий товаров...

Итак, согласно подпункту 6 пункту 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Таким образом, пройти при посадке на международный авиарейс с культурной ценностью в багаже через «зелёный коридор» на законных основаниях не получится.

Основным документом для граждан в данном случае является закон Российской Федерации «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (далее - Закон). В статье 7 Закона приведён примерный перечень предметов, подпадающих под его действие. Это, в частности, исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеoнтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Приказом от 14 марта 2008 г. N 117 Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (сокращённо - Росохранкультура) утверждён Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. В Перечне содержатся, например, культурные ценности; предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад; предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад; художественные ценности за исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона.

В эту же категорию попали печатные издания, созданные более 100 лет назад; рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад; уникальные и редкие музыкальные инструменты; знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 100 лет назад (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания), монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад; старинные ордена и медали, а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным); редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия.

К слову сказать - если вывозится за пределы России предмет, одновременно обладающий признаками культурной ценности и оружия, то на него распространяется и указанный в Законе особый разрешительный порядок, и разрешительный порядок, установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством России для перемещения оружия.

Также необходимо помнить, что в настоящее время функции территориальных подразделений Росохранкультуры на местах в части реализации Закона возложены на территориальные управления Министерства культуры России.

Было бы ошибкой полагать, что отнесение либо не отнесение вывозимых в зарубежье предметов к категории культурных ценностей – это прерогатива таможенников в аэропорту или в ином месте пересечения таможенной границы. Стражи границы в зелёной форме могут лишь предположить наличие у предмета статуса культурной ценности. Разрешением вопроса по существу занимаются вышеуказанный госорган.

Если подробнее, то в целях вывоза с территории Российской Федерации предметов, обладающих признаками культурных ценностей, физическое лицо обращается в соответствующее территориальное управление Министерства культуры России. Специалисты данного органа проводят государственную экспертизу культурных ценностей. В случае, если ими принимается решение о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, лицу выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации по установленной форме (утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322). В случае, если принято решение о невозможности вывоза культурной ценности, такое решение в письменной форме и с обоснованием причин доводится до заинтересованных лиц.

Лицам, убывающим за рубеж из Екатеринбурга и Свердловской области, будет полезно узнать контактную данные Управления Министерства культуры по Уральскому федеральному округу, занимающегося государственной экспертизой культурных ценностей, заявленных к вывозу – адрес: город Екатеринбург, улица Карла Либкнехта, дом 44 а1 (в здании Городского центра детского и юношеского творчества, напротив Храма на Крови), телефон приёмной: 371-30-90, телефон: 371-44-47.

Считаем необходимым отметить особое положение статьи 40 Закона: автор, независимо от того, выезжает он за пределы Российской Федерации временно или на постоянное жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве в порядке, установленном Законом.

Что же касается ввоза культурных ценностей, то здесь основные правила Закона и иных законодательных актов таковы – государственной экспертизы требуют только ранее временно вывезенные культурные ценности. Запрещён ввоз культурных ценностей, находящихся в международном розыске. Транзит культурных ценностей допускается лишь при предоставлении таможенному органу документа, подтверждающего ввоз с целью транзита.

Также напомним - ни ввозить, ни вывозить культурные ценности путём пересылки в международных почтовых отправлениях нельзя.

Дополнительно необходимо отметить: таможенные органы открыты в плане предоставления государственных услуг по информированию и консультированию. Это означает, что лица, желающие получить более полную и подробную информацию по указанному вопросу, а также по иным вопросам в области таможенного дела, могут обратиться в Уральское таможенное управление, расположенное по адресу: 620012, город Екатеринбург, ул. Шейнкмана, дом 31, за получением бесплатной государственной услуги по устному и письменному информированию и консультированию. Предоставляют подобные услуги и подчинённые Управлению таможни, находящиеся на территории Свердловской области:

- Екатеринбургская таможня, адрес: 620041, г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 27;
- Кольцовская таможня, адрес: 620025, г. Екатеринбург, пос. Кольцово, пер. Вечерний, д. 4;
- Нижнетагильская таможня, адрес: 622042, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Победы, д. 43а.

Пресс-служба УТУ