30.01.25

​Как повысить эффективность работы международных пунктов пропуска

Международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Кани-Курган" уже стал одной из визитных транспортных карточек Амурской области. И, естественно, он вызывает интерес у бизнеса. Однако пропускная способность имеет определенный предел. Поэтому и возникают ситуации, когда желающих проехать через него гораздо больше, чем он может пропустить физически.

Надо учитывать, что сейчас МАПП все еще находится в стадии строительства, таможенная инфраструктура размещена во временных сооружениях. И этот временный статус приводит к уменьшению пропускной способности.

Когда очень много желающих проехать, возникает ажиотаж, сразу видны проблемные моменты. Они касаются электронной очереди, бытовых условий для водителей. Но необходимо понимать, что когда мы озвучиваем все эти затруднения, то не жалуемся, что все плохо.

Недавно прошла встреча с участием представителей заинтересованных структур и предпринимательского сообщества на тему улучшения работы МАПП. С каждой такой беседой в процесс вносятся необходимые коррективы.

Так, в ближайшем будущем на пункте пропуска ожидается введение еще двух полос в дополнение к четырем уже существующим. Но нужно понимать, что пропускной пункт - это не только полосы. Там работает сложный механизм, в котором взаимодействуют операторы электронной очереди и инфраструктуры МАПП, таможенная и пограничная службы.

Нынешняя пропускная способность пункта - 200 машин в сутки туда и обратно. Планируется увеличить ее до 800. Бизнес говорит, что нужно кратно больше, и я думаю, что он прав. Поэтому возникает необходимость, что называется, раскладывать на атомы каждый этап работы, чтобы понимать, где у нас идет необоснованная проволочка.

В ближайшем будущем на пункте пропуска "Кани-Курган" ожидается введение еще двух полос в дополнение к четырем уже существующим

Мы запускаем пилотный проект: договорились с несколькими представителями бизнеса, что они будут собирать информацию о времени прохождения границы. Фактически объективные данные начнем получать где-то в марте. К тому же, сейчас действует и понтонный мост, поэтому проблемы пока не так ощущаются.

Отдельная тема - электронная очередь. По всей России оператор такого сервиса - государственная структура. В нашем случае - коммерческая. Это не плохо и не хорошо, а связано как раз с тем, что пункт пропуска имеет временный статус. В какой-то момент нашу электронную очередь ставили в пример другим регионам. Потом произошла ситуация, когда ее научились взламывать. Рассказывали, что за определенную сумму денег можно купить слот. Работа электронной очереди была приостановлена, чтобы ввести соответствующие изменения. Сегодня все функционирует в штатном режиме.

Предпринимательское сообщество говорит также о необходимости увеличить количество слотов в электронной очереди. Да, стандартный параметр - 200 машин в сутки, но в пиковые дни таможня показывала, что она даже в текущих условиях способна пропустить и около 400 транспортных средств. То есть, что установлено - одно, а реальная возможность - совершенно другое.

Еще люди возмущаются тем, что за электронную очередь в принципе взимается плата. Но ведь ее нужно обслуживать, защищать от хакерских атак. Под это выделен отдельный штат сотрудников.

Время от времени появляются видео длинных вереницы из фур, стоящих на подъезде к пункту пропуска. Подобные ролики я видел и с китайской стороны, когда транспортные средства в три потока простаивали на обочинах. В данном случае мы должны понимать, что у бизнеса тоже есть сезонность, периоды ажиотажа, когда потребность проехать по мосту увеличивается кратно. Это связано, к примеру, с повышением утильсборов на тяжелую технику, различными событиями, вроде Нового года в России или китайского Праздника весны. Такие нюансы тоже необходимо учитывать и корректировать работу МАПП.

По мосту к нам идет китайская техника, а также фрукты, овощи. Под это специально построены пункты приема и осмотра. При этом китайские грузы завозят не только для Амурской области, они уходят дальше, на запад России. То обстоятельство, что экономика развернулась на Восток, отражается и в работе МАПП "Кани-Курган". Он уже интересует не только российских и китайских предпринимателей, но и, скажем, белорусских. Уверен, что после снятия временного статуса и оптимизации всех процессов сюда придут новые крупные игроки.

Российская газета