13.09.10

Как попасть в Шенген

“Снова будем ездить на выходные в Таллин!” – обрадовался мой отец, когда страны Балтии присоединились к Шенгену. Радость была недолгой. Ее омрачили слухи о многосуточных очередях на границе.

Подробную схему прохождения МАПП “Нарва – Ивангород” описал Алексей Хижняк – петербуржец, живущий в Таллине.

По дороге из России в Таллин на терминале обычно пусто, хотя перед выходными можно засесть на несколько часов. Машин тут гораздо меньше, чем на границе с Финляндией, но все службы работают медленнее, поэтому бывают очереди. Надо открывать капот, иногда дважды, сверить номера двигателя, кузова и т.д. Далее – дьюти-фри и многострадальный ухабистый мост в Эстонию.

На подъезде к эстонскому терминалу обычно машин нет, эстонцы работают быстрее российских коллег.

Здесь всегда проверяют грин-карту и медстраховку, причем вчитываются в документы по буквам!

А вот на выезд из Эстонии в Россию очередь всегда на 2–5 суток, в основном это эстонские “бензовозы”. Они в очереди не стоят, конечно, а спят дома. У многих несколько машин в очереди.

Вот тут очередь “электронная”: надо приехать в “отстойник” в дальнем от терминала конце города, там по документам получить талон с номером и примерным временем. Когда время подходит, можно ехать к шлагбауму на терминал, за которым уже живая очередь машин на 20–30.

Талон забирают в конце, перед шлагбаумом на въезде на терминал. То есть по незнанию можно приехать, встать в очередь, отстоять час – и выяснить, что дальше без талончика никак.

Чтобы попасть из Петербурга в российский эксклав Калининград, надо дважды пройти границу.
Первой мы выбрали границу с Эстонией в Псковской области рядом с Печорами – МАПП “Куничина Гора”. Рассчитали, что платная дорога (300 рублей) в Псковской области отсекает поток “бензовозов”.

На подъезде к терминалу нас все равно встретил хвост из сотни машин с номерами Евросоюза. Но унывали мы недолго.
– Для граждан России отдельная очередь, подъезжайте прямо к шлагбауму, – подсказали “аборигены”.

Объезжая хвост по встречке, мы чувствовали себя гражданами великой державы.
20 минут на оба погран-поста, российский и эстонский, и: “Привет, Европа!”

Внутренние границы в Шенгене не оборудованы погранпереходами, так что в Литву мы попали беспрепятственно. А вот выезд из Литвы в Калининградскую область через МАПП “Кибартай – Чернышевское” дался тяжело.

Не ожидая подвоха, мы подъехали к границе практически впритык по времени – в запасе до встречи в Калининграде оставалась пара часов. А закладывать надо было пару суток...

– Очередь общая, но россияне иногда проезжают вторым рядом прямо к шлагбауму, если пускают, – пояснил пожилой литовский “бензовоз” в хвосте 200-машинной очереди, причудливо лившейся по улицам городка Кибартай.

– Я стою уже 18 часов, – опечалил мужчина в середине очереди.

Но возле шлагбаума действительно стоял вторым рядом десяток машин с российскими номерами. Мы пристроились следом за ними, но в скором времени “нарушителей” стали разгонять полицейские.

– Нарушаете правила парковки! Паркуетесь вторым рядом! Ставьте машину в конец общей очереди, – лейтенант пугал нас протоколом и изъятием прав. Впрочем, его отношение изменилось, когда он узнал, что имеет дело с журналистами. Он объяснил, что мы можем встать в льготную очередь “инвалидов”. Но оставить нас у шлагбаума во втором ряду он не может: литовские “бензовозы”, которым не предоставляется такая преференция, постоянно направляют жалобы в полицейский участок.

Так, благодаря наглости и стечению обстоятельств, нам удалось попасть на терминал в очереди “инвалидов” через 5 часов. Через полчаса мы были на российской земле.

Бензовозы

Преимущественно жители стран Балтии, спекулирующие в странах ЕЭС дешевым российским бензином. Самые распространенные машины –
“Фольксваген Пассат” и “Ауди-100”. Их баки вмещают по 100 литров топлива.

Контрабанда

Погранпереходы являются центром целой контрабандной инфраструктуры “Инвалиды”, за несколько сотен евро купившие себе льготное удостоверение, за сутки успевают пройти границу по 4–5 раз.
Контрабанду – сигареты и спиртное – возят внутри запасных колес.
Шиномонтажи, специализирующиеся на упаковке контрабанды, расположены прямо возле дороги. О них знают все.
Бензобаки челночных машин искусственно увеличиваются и используются под транспортировку спирта.

Лучше не станет

В отличие от Финляндии, страны Балтии являются для России “окном в Европу”. Заторы на границах ограничивают поток туристов. Европейцы боятся ехать в Россию – их страшит очередь, которая может задержать путешествие на несколько суток.

В итоге в приграничных очередях томятся только фуры, перегонщики, “бензовозы” и россияне, которым за рубежом необходим автомобиль.

По оценке замглавы Северо-Западного отделения Ассоциации автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константина Шаршакова, прибалтийское направление сегодня является самым проблемным. На границе с Латвией водителям грузовиков приходится стоять в пробках до 3–4 суток, очередь тянется вглубь страны на несколько километров.

По данным налогового и таможенного департамента Эстонии, предполагаемое время ожидания пересечения границы на МАПП “Нарва – Ивангород” составляет 77 часов. Проезда в Россию ожидает порядка 230 фур. Очереди наблюдаются и на двух других переходах.

В АСМАП отмечают улучшение ситуации на финско-российской границе.

Самыми напряженными днями российско-финских КПП являются выходные дни, но к вечеру воскресенья пробки рассасываются. В туристические дни инспекторский состав таможни разрывается между легковушками и грузовиками.

Metro; 13.09.10