12.08.13

К таможне Абхазии претензий нет

Начальник ЮТУ рассказал «Кавказской политике» об особенностях границы с Украиной и Абхазией

Во время посещения поста «Порт Кавказ» в Темрюкском районе Краснодарского края начальник Южного таможенного управления Александр Гетман рассказал в интервью «Кавказской политике» о новшествах на российско-абхазской границе, будущем поста после присоединения Украины к Таможенному союзу и том, как встретят олимпийских спортсменов в аэропорту Сочи.- Александр Николаевич, некоторое время назад активно обсуждалось строительство моста между Россией и Украиной через Керченский пролив. Что в этом направлении делается сегодня?

- Это вопрос инфраструктурный, поэтому он в меньшей степени относится к таможенным органам. Безусловно, в регионе есть опыт работы на автомобильных пунктах пропуска – таких у нас большинство. Поэтому открытие автомобильного моста не представляет каких-либо сложностей.

- Другое новшество – перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе России. Можно говорить о первых результатах?

- Результаты, конечно, есть, опыт работы положительный. В настоящее время у нас функционируют два таможенно-логистические терминала – Новошахтинский и Миллеровский. Также признаны соответствующими положениям концепции таможенного оформления и контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе, создание терминала в регионе деятельности Таганрогской таможни.

- Возникают ли сложности при взаимодействии с таможнями Абхазии и Украины, с которыми ЮФО имеет сухопутные границы?

- Сразу хочу сказать, что проблем нет. Есть рабочие вопросы, которые мы обсуждаем на уровне пограничных таможен. Примерно раз в квартал проходят такие встречи. Также встречаемся внепланово, например, перед началом курортного сезона и после его окончания. В преддверии Евро-2012 на Украине прошел ряд совместных мероприятий. Сейчас мы готовимся к сочинской Олимпиаде.

- И, кстати, как проходит подготовка?

- Основной «удар» придется на сочинскую таможню. Предстоит оформление большого количества лиц – участников и зрителей Игр-2014, снаряжения, спортивного инвентаря, личных вещей. На федеральном уровне для этого создана необходимая правовая база, предполагающая, в соответствии с международным опытом проведения таких соревнований, сокращенный порядок прохождения таможенных процедур. Должностные лица прошли дополнительное обучение, работа проводится и по инфраструктуре – аэропорту Сочи, морском порту, автомобильных пунктах.

- А что можно сказать о ввозимых в столицу Игр-2014 грузах?

- Если раньше везли, в основном, щебенку и цемент, то сейчас идут отделочные строительные материалы, готовимся к увеличению ввоза технологического оборудования.

С прошлого года в сочинской таможне проходят деловые игры по отработке взаимодействия должностных лиц таможенного поста в аэропорту с представителями государственных контрольных и правоохранительных органов. В деловых играх участвуют коллеги из аэропортов Ростова-на-Дону, Краснодара, Анапы, Домодедово, Шереметьево и Внуково.

Отработка практических действий в нештатных ситуациях в аэропорту показывает, что делать, например, если прилетевшие пассажиры имеют признаки инфекционных болезней, им резко стало плохо, количество оружия или кейсов с патронами не соответствует списку. Отрабатывается даже возможность обледенения взлетно-посадочной полосы – всего 17 ситуаций. В учениях задействованы, помимо таможни, полиция, ФСБ, Роспотребнадзор, оргкомитет «Сочи-2014» и другие службы.

Наши таможенники ездили за опытом в Пекин и, совсем недавно, на Универсиаду в Казань. Кстати, по инициативе Южного управления впервые изданы таможенно-спортивные разговорники, в которых приведены фразы на английском языке, которыми сотрудники поста смогут объясниться с иностранными гостями Олимпиады. В ближайшее время такие разговорники выйдут на немецком и французском.

- Александр Николаевич, в курортный сезон границу с Абхазией пересекают сотни тысяч туристов из России. Еще пару лет назад там возникали проблемы с оперативностью таможенного досмотра. С введением автомобильного пункта пропуска ситуация изменилась…

- 12 августа ждем открытия новой пешеходной составляющей таможенного пункта. Со своей стороны мы ее проверили и выразили согласие в ней работать. Это отдельный пешеходный павильон с большим количеством окон таможенного контроля и кондиционированием. В настоящее время идет согласование открытия пешеходного павильона с Росграницей.

Граница с Абхазией имеет свою специфику – рядом с ней расположен Адлер, и большое количество людей ежедневно пешком переходят границу в обе стороны. Сейчас самый пик курортного сезона, через таможню проходит около 40 тысяч человек в сутки.

- Расскажите об оснащении таможенных постов на границах с Украиной и Абхазией. Кто кому завидует – вы коллегам, или они Вам?

- В подавляющем большинстве случаев наша инфраструктура лучше, чем на сопредельной территории. В свое время и на Украине и у нас стояли пункты пропуска по временной схеме, мы ввели постоянные, а соседи пока нет. Со стороны Абхазии также старый пункт «Псоу», на нашей части – введенная в прошлом году новая автомобильная составляющая пункта пропуска, имеющая восемь полос движения на въезд в Россию и восемь полос на выезд, на которых и проводится таможенный и пограничный контроль, открывается на днях пешеходный павильон.

- Сейчас обсуждается присоединение Украины к Таможенному союзу. Если оно произойдет, что будет с постом «Порт Кавказ»?

- Изменится все. Таможенный пост распустят, пограничники останутся. Самый больной вопрос в этой ситуации – трудоустройство сотрудников. Когда несколько лет назад были сокращены таможенные посты на границе с Казахстаном, тогда мы постарались сохранить коллективы, в том числе через систему государственного управления, дать людям работу в других таможнях. Оборудование в этом случае также будет перевезено на другие таможенные посты. Но пограничники, повторюсь, остаются работать – границу-то никто не отменял.

Кавказская политика