12.07.10

Июль... Каким кодексом пользуемся

Вот и наступило 1 июля 2010 г. - дата вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Еще в начале года планировалось, что к этому сроку договаривающиеся стороны завершат все формальности и союз заработает в полную силу. Но реальность, как всегда, с планами не совпала. Что мешает полноценному функционированию союза и с какими сложностями встретятся российские участники ВЭД?

Россия и Казахстан успели до 1 июля 2010 г. ратифицировать Соглашение о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). С Белоруссией сложнее. Официальных данных о ратификации с ней этого соглашения нет. Тем не менее президент Александр Лукашенко утверждает, что это уже сделано.

К установленному времени страны-участницы все же не смогли уладить все формальности. Свидетельство тому - письмо ФТС России от 01.07.2010 "О порядке зачисления ввозной таможенной пошлины". Оказывается, что к 30 июня 2010 г. были завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Соглашения по основному вопросу - об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Поэтому ФТС России извещает, что до особого распоряжения сохраняется действующий в настоящее время порядок перечисления ввозной таможенной пошлины. Но оставим общие проблемы и сконцентрируемся на собственных.

Вступление в силу ТК ТС должно было бы означать, что наш Таможенный кодекс РФ утрачивает силу. Вместе с тем ТК ТС содержит более 200 отсылочных положений, которые отдают регулирование различных вопросов на откуп национальным законодательствам государств - участников союза. У нас все это должно было воплотиться в законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Но этот закон до сих пор не принят. 18 июня Госдума приняла его в первом чтении. И основные споры по нему только начинаются.

Страсти по законопроекту

Работу по подготовке законопроекта "О таможенном регулировании в Российской Федерации" изначально поручили Минэкономразвития. Однако ФТС России внесла на обсуждение министерств и ведомств свой вариант. Очевидно, что она написала его под свои потребности. Например, попыталась наделить таможенников правом приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками. Уже много лет ей не удается добиться этого.

К счастью, скороспелый законопроект в мае отклонили. Официальная причина: он не снижает, а, наоборот, увеличивает возможности давления таможенников на участников ВЭД.

Минэкономразвития подготовило свой законопроект, в котором также не обошлось без перегибов, но уже в другую сторону. Министерство попыталось фактически вернуть себе право нормотворчества в таможенной сфере. Естественно, ФТС России это не устраивает.

Есть претензии к законопроекту и у Минфина. Его смущает, что проект слишком либерален в вопросах освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей. В частности, обеспечение могут не вносить лица, к которым у таможенников не было претензий в течение двух последних лет. По мнению Минфина, не нужно забывать и о финансовой устойчивости участника ВЭД. Кроме того, у него есть сомнения по поводу создания сети платежных терминалов по приему таможенных платежей, которую Минэкономразвития предложило организовать на границе.

Окончательно законопроект будет принят в осеннюю сессию.

Пока же, по замыслу чиновников, будет действовать...Таможенный кодекс РФ, но в части, не противоречащей ТК ТС.

Как же участнику ВЭД понять, когда применять нормы одного кодекса, а когда другого? ФТС России попыталась помочь.

Письма в помощь

Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ"

В пункте 274 письма разъяснено, какие нормы Таможенного кодекса РФ не применяются и какие нормы ТК ТС действуют вместо них.

Экономика и жизнь