27.02.08

Итоги обжалования в Нижнетагильской таможне

Согласно положениям Таможенного кодекса Российской Федерации, любое лицо вправе обжаловать (жалоба – это один из видов обращений) решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если считает, что таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, либо ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Обжалование возможно как в таможенный орган, так и в суд.

В течение 2007 года Нижнетагильской таможней рассмотрено 7 жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела и впервые в практике работы таможни одна жалоба на решения, действия должностного лица в сфере таможенного дела рассмотрена начальником таможенного поста, пионером в этом направлении является Нижнетагильский таможенный пост. По результатам рассмотрения обжалуемые решения, действия были признаны правомерными, в удовлетворении требований заявителей отказано. Предметом трех жалоб являлись действия должностных лиц таможенных постов при проведении таможенного досмотра экспортируемых лесоматериалов. Вопросы проведения таможенного контроля лесоматериалов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в форме таможенного досмотра вызывают неоднозначное отношение со стороны участников ВЭД и таможенных органов. И обусловлено это отсутствием разработанной на законодательном уровне единой, объективной методики подсчета объемов экспортируемой древесины. Во всех случаях в целях объективности произведения подсчетов, декларируемого товара, таможенными постами привлекался независимый эксперт Уральской торгово-промышленной палаты. Необходимо отметить, что и таможенные посты отработали процедуру назначения экспертизы и включения ее результатов в общий итог таможенного контроля правомерно. Данное обстоятельство послужило залогом успешности в рассмотрении жалоб, как в таможне, так и в Арбитражном суде. В судебных заседаниях помимо вопросов процессуального характера, исследовались действия таможенных постов при осуществлении таможенных досмотров. В результате суд поддержал позицию таможни.

Необходимо отметить еще одну особенность рассмотрения жалоб данной группы, заключающуюся в попытке обжалования заявителями действий эксперта Уральской торгово-промышленной палаты. Однако, данный вопрос исследован не был, а заявителям на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 52 ТК России было указано, что данные действия не являются действиями таможенного органа или его должностных лиц, в связи с чем, не подлежат рассмотрению. Рассмотрены две жалобы, поступившие от физических лиц, не согласившихся с процедурами таможенного оформления. В решениях по жалобам, таможней были отражены особенности действий должностных лиц со ссылками на нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления таможенных процедур.

Таким образом, поступающие в таможенные органы жалобы не остаются без внимания. В тоже время любая жалоба рассматривается таможней, как сигнал к активизации работы в том или ином направлении.

Екатерина Катаргина главный государственный таможенный инспектор правового отдела Нижнетагильской таможни 27.02.2008