18.10.05

И притихли рынки в ожидании

Новые таможенные правила, которые чуть было не ввели с 5 октября, заставили поволноваться дальневосточников. Особенно жителей Приморья. Там всплеск народного волнения был настолько мощен, что его услышали в Москве. Хабаровчане, хоть и повздыхали обреченно, особенно не пошевелились. Не назовешь же бурной реакцией субботнюю автомобильную прогулку мимо здания таможни, когда несколько авто с включенными фарами посигналили возле него.

На автомобильных рынках города спокойно. Продавцы подержанных японок за прошедшую неделю столько раз обсудили все возможные варианты развития событий, что и теперь тема завяла сама собой.

- Вот увидите, все равно как решат наверху, так и будет. Что об этом рассуждать, - ответил на мои расспросы один из продавцов. - Ну, сожгут во Владивостоке очередные Жигули , ну помитингуют у соответствующих зданий - и что? Там наверху притихли пока, чтобы народ успокоился. Помяните мое слово - разведут нас снова. Как кроликов. А пострадает кто? Покупатели! Неужто я, заплатив на таможне лишние деньги, не компенсирую затраты?

Это понятно. Было бы странно думать, что цены останутся прежними. Но пока остались. И ситуация напоминает затишье перед грозой. - Цены на машины практически не изменились. Пока, - подтвердил Виктор Алешин, один из продавцов на авторынке. - Некоторые товарищи, конечно, задрали цены долларов на 500. Но ненадолго. Повышенного спроса на машины в эти дни не наблюдалось. Возможно, если бы смутная ситуация продлилась подольше, люди бы и кинулись на рынок. А пока тут все вяло, - обвел он рукой пустынные ряды автомобилей. - В выходной, конечно, народ придет.

На рынке новых автомобилей ажиотажа тоже не наблюдается. Все как обычно. Цены не колыхнулись. Менеджер по продажам Сергей не стал скрывать:

- Автомобили подорожают сразу, лишь только утвердят новые пошлины. И подорожают ощутимо. Мы не можем нести убытки, поэтому все отразится на покупателях.

Конечно, здешние покупатели не складывают доллар к доллару, чтобы накопить на машину (обычные ценники здесь - 40, 60 тысяч долларов). Но никто не сомневается, что новые цифры появятся на всех машинах - в том числе и на тех, которые прибыли в Россию задолго до 5 октября.

На подержанные японские автомобили цены растут потихоньку, но постоянно. По словам продавцов, за полгода - с прошлой весны - машины подорожали долларов на 400. Почему? Потому что все дорожает. Инфляция. Автомобилей, которые прибыли из Японии после 5 октября, в Хабаровске еще нет.

- Но, говорят, несколько человек в Приморье купили машины по новым ценам - у кого выхода не было. Издалека приехали, поджимало время. Да мало ли! Теперь люди судиться будут.

Все сделано хитро. Официально пошлины не повысились, а денег за провоз придется платить больше. Раньше средние цифры на японки приводились с учетом трех параметров: марка, год выпуска, объем двигателя. Теперь сюда добавляют модель, модификацию, тип двигателя, марку кузова.

- Представляете, - объясняет мне Виктор. - Абсолютно одинаковые автомобили могут иметь разную оценочную стоимость. Например, если в машине есть DVD-плейер, ее могут оценить дороже. В новых документах есть такая мутная строчка: на усмотрение таможни . А? Как вам? В переводе это означает: Дай на лапу - оценю дешевле .

Купить автомобиль и сегодня, по нынешним ценам - затея не из дешевых. Больше всего спросом пользуются грузовики Ниссан-Атлас . Цена однокабинного грузовичка 2000 года - около 10 тысяч долларов. Такая же машина, но на три года старше, стоит 7 тысяч. Из легковых самые ходовые - Марк , Чайзер , Корона . Корона 1999 года стоит 7 - 8 тысяч долларов. Королла чуть дешевле.

Понятно, что после ввода новых пошлин цены взлетят очень ощутимо. Что случится потом?

- А все предсказуемо, - уверены продавцы. - Рынок замрет на полгода, люди переживут шок, как уже было после ограничения по семилеткам . Потом глубоко вздохнут, подзаймут денег и купят. Хотя и не то, что хотели. Потому что две тысячи долларов при средней зарплате в 10 тысяч рублей нужно собирать очень долго.

- Обидно, что у нас в городе народ такой пассивный. Все, на что способны - поездить с ближним светом и косички-ленточки повесить.

- Нужно улицы перекрывать, - вступает в разговор потенциальный покупатель Евгений. - Вообще нужно что-то делать. Это же всех касается, не только тех, кто ввозит автомобили. Есть у нас запас прочности, но ведь он когда-нибудь кончится? Почему бы, например, не поставить вопрос перед нашими депутатами. Перед каждым. Пусть докажут, что мы их не напрасно выбирали. И мнение свое пусть выскажет публично. Чтобы люди видели, кто есть ху.

- Да как вы не понимаете - это же первый удар по правому рулю! Обещал наш президент, что праворульные японки оставят в покое, да, видно, обманул.

- Наше государство ничего не сделало для этого бизнеса! Только палки в колеса ставят и деньги гребут. За просто так! И все им мало! - сплевывает в досаде один из собеседников и уходит по своим делам.

- Людей жалко. Приезжают за машиной из глубинки, ориентируются еще по прошлогодним ценам. Порой чуть ли не всем поселком собирают деньги, чтобы купить машину. И слезно просят: Ну, уступи! . Мечтают о 4ВД (когда все четыре колеса ведущие). Им по сельским буеракам и по таежным дорогам только такая машина и подойдет. А взглянут на цены - и покупают то, на что денег хватит. И даже на год выпуска уже не смотрят. А теперь с новыми ценами люди даже тележку не купят.

Тихоокеанская звезда 18.10.05