03.08.10

Хроники четырех недель от рождества Таможенного союза

Как сообщает Пресс-служба ФТС РФ, 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Его нормы имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенная территория трех стран России, Белоруссии и Казахстана стала единой территорией Таможенного союза.

Как работается новороссийским таможенникам в условиях действия Таможенного союза? Мы встретились с ВрИО начальника Центрального таможенного поста Новороссийской таможни Сергеем Василовым и поговорили о применении нового таможенного законодательства на южных границах России.

- Сергей Иванович, наша беседа проходит спустя месяц от рождества Таможенного союза. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается существенная разница между старым, но еще частично действующим, и новым Таможенным законодательством?

- В связи с вступлением страны в Таможенный союз, кодекс претерпел изменения и дополнения, в частности форм таможенного контроля, положений о задержании товара, сокращены сроки выпуска товаров с трех дней до одного, в два раза сокращен срок регистрации транзитной декларации и многое другое. Таможенный кодекс - это надежная правовая основа действия Таможенного союза.

- Как работается вашему коллективу в новых условиях?

- Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время функционирования Таможенного союза и введения в действие Таможенного кодекса будут испытывать некоторые трудности переходного периода. Но мы заранее позаботились о том, чтобы сотрудники таможни прошли обучение и профессиональную переподготовку для работы в новых условиях. С участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными брокерами (по новому кодексу - таможенными представителями) 2-3 раза в неделю проводим консультативные встречи. С 1 июля в круглосуточном режиме работает телефонная «горячая» линия» (по телефонам (8617) 75-92-99, 75-92-59, 22-39-07) по обеспечению информационного и консультационного сопровождения участников ВЭД при введении в действие нормативных правовых актов Таможенного союза. Телефонные звонки проходят регистрацию. Вся информация и поступившие вопросы рассматриваются должностным лицам таможни с последующим информированием обратившегося лица о результатах. Также созданы две мобильные группы из числа руководителей подразделений для оперативного реагирования на возникающие проблемы у участников ВЭД при прохождении таможенных процедур, с выездом на места. Поэтому все идет без внештатных ситуаций.

- По вашему мнению, движение товара в границах Таможенного союза будет более легализованным?

- С появлением новых форм таможенного контроля, проверки системы учета товара и отчетности, мы надеемся на значительное снижение такого вида преступления, как контрабанда. Теперь у таможенников трех стран станет больше сил и средств, направленных на борьбу с нелегальным товаром и контрабандой. Новый кодекс предусмотрел создание единой информационной системы таможенных служб государств ТС, единообразной методологии организаций и проведения таможенного контроля, единой системы учета статистической отчетности о товарах, перемещаемых через таможенную границу ТС, что является важнейшим фактором внешней торговли.

- Насколько простым обывателям будет полезно такое тесное сотрудничество России с Белоруссией и Казахстаном?

- Существенная польза будет и государству, и гражданам. Снятие излишних административных барьеров, исключение дублирования в работе контрольных органов на границе приведет к повышению товарооборота, то есть товар будет беспрепятственно проходить границы союза без излишних временных и материальных затрат, граждане смогут свободно передвигаться без таможенного оформления на государственной границе между тремя государствами. Например, автотуристы или лица, имеющие родственников в странах Таможенного союза, пересекают границу с паспортом и документами на автомобиль. Это как съездить в соседнюю область или район, разница только в проверке на пограничном посту. Другой пример: беспрепятственно фрукты из Казахстана или молочная продукция из Белоруссии в свежайшем виде попадут на стол потребителя, а отмена материальных затрат на таможенное оформление положительно скажется на цене товара. Производителям трех стран станет проще защищать общий внутренний рынок. Процесс становления Таможенного союза приобрел сегодня необратимый характер, и мы надеемся что новое, прогрессивное веяние времени позитивно скажется на многих сферах жизни государств союза.

Об особенностях Таможенного кодекса Таможенного союза мы беседуем также с начальником автотранспортного таможенного поста Новороссийской таможни Николаем Дубинцом.

- Николай Николаевич, расскажите, какие произошли изменения в законодательстве в отношении таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в связи с вступлением в силу ТК ТС.

- Изменились нормы, в частности, беспошлинного ввоза товара для личного пользования. Теперь физическое лицо имеет возможность один раз в месяц получить в свой адрес товар в международном почтовом отправлении (МПО) на сумму, эквивалентную 1000 евро, и весом не более 31 кг. В эти рамки входит значительная часть товаров народного потребления.

- Как складывается ситуация с оформлением МПО на автотранспортном таможенном посту?

- Несомненно, наблюдается значительный рост перемещения товаров в МПО, однако, ввиду того, что у нас в регионе деятельности Новороссийской таможни почтовая активность ниже, чем в крупных центрах обработки почтовой корреспонденции, это позволяет нам прогнозировать на ближайшее время отсутствие очередей и простоев при оформлении МПО.

Мы встретились и с Андреем Антоновым, директором ЗАО "РОСТЭК-Новороссийск", чтобы узнать о преимуществах, которые новое союзное законодательство дает участникам ВЭД.

- Андрей Павлович, Вы 9 лет возглавляете "РОСТЭК-Новороссийск", расскажите о работе коллектива в новых условиях.

- Основные направления нашей деятельности - строительство и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры, оказание брокерских и экспедиторских услуг, создание и эксплуатация складов временного хранения, реализация печатной и бланочной продукции. Таможенное дело - это сфера, где существуют свои строгие правила, которые регламентируются, прежде всего, Таможенным кодексом. В этой сфере между собой взаимодействуют многие субъекты - участники внешнеэкономической деятельности, экспедиторы грузов, транспортники, структуры морских портов и железных дорог, морские агенты, сюрвейеры, всевозможные контролирующие органы и многие другие. И в связи с вступлением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, мы помогаем разобраться в короткие сроки участникам внешнеэкономической деятельности с новыми условиями и правилами оформления и перемещения грузов.

Для обеспечения практической работы в условиях действия нового Таможенного законодательства проводим обучение и переподготовку своих сотрудников (таможенных представителей), участников ВЭД, проводим семинары, вкладываем средства в новые современные программные продукты.

В связи с изменениями в законодательстве, проблемы, конечно, существуют. Все предвидеть было сложно, но трудности оперативно разрешаются в реальном времени. Мы понимаем, что переходный период всегда сложен, но именно он является шагом к тесному и эффективному торгово-экономическому международному сотрудничеству. Сжатые сроки формирования законодательной базы ТС определяют необходимость своевременного информирования участников ВЭД о принимаемых правовых актах. Шероховатости между двумя кодексами, думаю, в скором времени будут сглажены изменениями и дополнениями в законодательство по мере становления Таможенного союза. Кроме того, мы надеемся на скорейшее вступление в законную силу ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В непринужденной обстановке, удалось пообщаться и с таможенными представителями крупных и небольших фирм. Нас интересовал вопрос о возникающих проблемах в профессиональной деятельности. В дискуссии приняли участие 7 человек. Закинув «удочку» в рабочее море брокеров, улов оказался более чем солидный. Проблемы есть. Например, в виду отсутствия технической поддержки в выходные и праздничные дни, очень часто возникают проблемы с прохождением электронного декларирования. Решать вопросы доставки электронной декларации до таможенного поста просто не кому. Срок исчисляется с момента подачи декларации, информация о ее прохождении отсутствует, и таможенные представители уходят на обычную форму декларирования. Если на запрос об открытии процедуры декларирования участник ВЭД в течение часа не получает ответ, то как правило им принимается решение о подаче ГТД на бумажном носителе. До сих пор не определен юридический статус информационного оператора. Другая проблема, усложняющая и удлиняющая весь процесс ЭД-2, - это то, что не допускается предоставление сканированных документов для подачи ГТД.

Мы надеемся, что период становления все же пройдет безболезненно и скоро закончится. Ведь наша главная задача – создать благоприятный климат для дальнейшего развития трехстороннего рынка ТС.

VCH.RU; 03.08.10