31.01.17

ФТС России в 2016 году: результаты постконтроля

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2016 году проведено 7304 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 4125.

Отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14%, их результативность выросла до 87%.

По результатам проверочных мероприятий:

взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 4,3 млрд. рублей (на 13% больше, чем в 2015 году);

одним должностным лицом в среднем взыскано – 5,0 млн. рублей (на 14% больше, чем в 2015 году);

по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано – 1,0 млн. рублей (на 31% больше, чем в 2015 году);

возбуждено 3876 дел об административных правонарушениях и 304 уголовных дела.

В целях содействия торговле, упрощению и ускорению совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров в 2016 году активно проводилась работа по смещению акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Усовершенствованы подходы к организации контроля у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, реализованы алгоритмы мониторинга показателей их деятельности, автоматизированы процессы планирования проверочных мероприятий.

В 2016 году 1278 проверочных мероприятий было направленно на профилактику правонарушений. По их результатам взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 144,6 млн. рублей, возбуждено 535 дел об административных правонарушениях и 8 уголовных дел.

Одним из приоритетных направлений деятельности являлась работа по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования, интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов для целей создания системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю.

Проведена большая работа, направленная на повышение эффективности проверочных мероприятий, проводимых, в том числе, совместно с налоговыми органами.

Организованы комплексные проверочные мероприятия во взаимодействии с налоговыми органами в сфере производства и реализации электронной и бытовой техники. Ведется аналогичная работа по организации контроля в отраслях фармацевтической продукции и автокомпонентов.

Во взаимодействии с налоговыми органами проведено 691 проверочное мероприятие. По результатам проверочных мероприятий:

взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 672 млн. рублей (в 2 раза больше, чем за 2015 год);

возбуждено 772 дела об административных правонарушениях и 99 уголовных дел (за 2015 год – 339 дел об административных правонарушениях и 51 уголовное дело);

налоговыми органами доначислено 2,7 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 875 млн. рублей.

Всего во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами проведено 1471 проверочное мероприятие. Таможенными органами взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 746 млн. рублей, возбуждено 920 дел об административных правонарушениях и 105 уголовных дел. Правоохранительными и контролирующими органами доначислено 2,7 млрд. рублей.

Большое внимание уделялось работе по пресечению ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778.

В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.

По результатам работы мобильных групп:

выявлено 1026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;

возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;

уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;

в отношении перевозчиков возбуждено 86 дел об административных правонарушениях и 2 уголовных дела.

С 12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». Создание системы маркировки обеспечит легальность импорта и производства товаров на территориях государств – членов Евразийского экономического союза, а также упростит контроль при обороте товаров. Ведется работа по расширению системы маркирования товаров.

С целью декриминализации рынка и борьбы с незаконным перемещением на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров легкой промышленности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров во всех Федеральных округах Российской Федерации проведенo 37 таможенных проверок в отношении товаров «изделия из кожи и меха», реализуемых в крупных торговых сетях. В ходе таможенного контроля в отношении незаконно ввезенных изделий из кожи и меха иностранного производства дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 65,4 млн. рублей, из них взыскано 61,5 млн. рублей. В добровольном порядке задекларированы незаконно ввезенные товары по 110 декларациям на товары, таможенная стоимость задекларированных товаров составила 5,4 млн. долл. США.

Организована и проводится работа во исполнение поручения Президента Российской Федерации по подготовке и реализации ведомственных паспортов приоритетных проектов программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В 2016 году завершена реализация Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров.

На период 2017 – 2020 годы основными целями совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров являются:

создание механизма прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, а также развитие института маркирования товаров в целях исключения применения проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и способствующих проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;

совершенствование межведомственного взаимодействия с государственными и иными контролирующими органами, а также представителями крупных бизнес-сообществ в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;

создание единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации;

совершенствование созданных инструментов, направленных на обеспечение полноты собираемости таможенных и иных платежей с учетом перераспределения административной нагрузки по таможенному контролю в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров;

стандартизация проверочной деятельности, в том числе с учетом использования международного опыта в области пост-аудита (рекомендаций ВТамО, Компендиума ВТамО по управлению рисками);

развитие информационно-программных средств;

автоматизация выбора объектов контроля, а также процессов (функций), для целей осуществления контроля после выпуска товаров;

минимизация применения количества форм контроля с одновременным повышением их эффективности;

совершенствование системы профилактики правонарушений в таможенной сфере;

совершенствование взаимодействия ФТС России и ФНС России при создании единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей.

Пресс-служба ФТС