22.06.10

ФТС РФ: О технологии удаленного выпуска товаров

Коллегия ФТС России, заседание которой прошло 18 июня, подвела итоги развития информационных технологий в сфере таможенного дела.

Электронная форма декларирования товаров и создание на ее основе технологии удаленного выпуска товаров, объявленные приоритетной задачей развития таможенных органов в 2010 году, начинают давать результаты. По данным на июнь 2010 года, уже более 70% таможенных органов, принимающих грузовые таможенные декларации (ГТД), готовы принимать их через интернет. Этот показатель планируется приблизить к 100%-ной отметке уже к концу 2010 года.

Из общего массива деклараций количество подаваемых в электронной форме в настоящий момент превышает 15,3%. При этом более 6% деклараций подается через интернет - еще в январе 2010 года этот показатель составлял только 2,6%. Наиболее высоких результатов добились Приволжское таможенное управление (13,05% от общего числа таможенных деклараций поданы в электронной форме посредством интернета), Южное таможенное управление (9,35%), Центральное таможенное управление (6,64%).

В основе технологии удаленного выпуска товаров лежит принцип разделения таможенного оформления на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы. Должностное лицо внутреннего таможенного органа, в который подается электронная грузовая таможенная декларация (ЭГТД), обрабатывает документы и сведения, заявленные в ЭГТД, в то время как должностное лицо приграничного таможенного органа выполняет контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и, при необходимости, самих товаров.

На сегодняшний день технологию удаленного выпуска применяют 36 внутренних и 27 приграничных таможенных постов. Бизнес-сообщество постепенно переходит на технологию удаленного выпуска, в соответствии с которой оформляется уже более 50 предприятий. Всего на данный момент подано более 700 электронных деклараций, оформленных в соответствии с технологией удаленного выпуска. Технология удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток большегрузового автотранспорта, следующего в крупные города, уменьшить документооборот при таможенном оформлении и контроле. Таким образом, оптимизируется транспортная логистика и нагрузка на таможенные органы, сокращаются финансовые расходы участников ВЭД.

Однако новые технологии имеют не только позитивные стороны, связанные с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия таможни и бизнеса, но и проблемные места. Технические сбои, неразвитость электронного документооборота, недостаточная адаптированность системы управления рисками, психологические аспекты - преодоление этих проблем требует определенных усилий. Поэтому дальнейшее совершенствование технологии электронного декларирования ставит перед таможенными органами ряд крупных задач. С точки зрения технологии, это повышение стабильности работы программного обеспечения и каналов связи, развитие электронного документооборота, создание единой электронной базы разрешительных документов других контролирующих органов, а также повышение пропускной способности и технической оснащенности приграничных складов временного хранения, в частности, распространение электронных систем складского учета. Актуальным остается также разъяснение участникам внешнеэкономической деятельности особенностей и преимуществ электронного декларирования.

Пресс-служба ФТС РФ 22.06.10