15.09.06

ФТС оперирует "перепонку"

Таможня интегрируется в европейский транзит

Конкурентные преимущества России на мировом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки: нефть, газ, цветные и черные металлы, минеральные удобрения. Но есть и еще одно, пока потенциальное - Россия может служить мостом, и даже не одним: Европа - Азия и Азия - Северная Америка. Именно об этом в интервью "Газете" 14 ноября 2005 года говорил тогдашний внештатный советник премьера Михаила Фрадкова, а ныне замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов.

Конечно, и сейчас многие грузоперевозчики используют российский транзит - например, через тот же Транссиб. Но пока особых дивидендов на перевозке международных грузов заработано не было. Независимые эксперты объясняют это, в частности, неразвитой портовой, железнодорожной и прочей инфраструктурой.

Но есть и еще одно объяснение - таможенный административный барьер. На транзитный груз надо оформлять сразу два весьма сложных для оформления, а значит, дорогостоящих (в том числе и коррупционноемких) документа - грузовую таможенную декларацию и транзитную декларацию.

В Федеральной таможенной службе решили облегчить жизнь транзитникам. Вчера было объявлено, что с 1 января 2007 года эти два документа будут объединены в один.

По словам помощника руководителя ФТС Владимира Мещерякова, речь не идет о ведомственном изобретении. Новые декларации связаны с упрощением таможенных процедур между Россией и Европейским союзом и приведением российского законодательства в соответствие с международными нормами.

В странах ЕС действует, например, единый документ, который используется и при ввозе, и при вывозе, и при транзите товаров. В России был введен отдельный документ для транзита - документ контроля за доставкой товаров (ДКД).

Новый документ - грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) соответствует форме единого административного документа ЕС, что позволит бизнесу использовать единый комплект бланков. Правда, требования таможенных органов по заполнению декларации будут жесткими. Заполняться они будут на русском языке на компьютере или пишущей машинке. Впрочем, в перспективе видим возможность предоставлять декларацию не на бланках, отпечатанных в типографии, за которыми нужно идти к брокеру и платить деньги, а в виде распечатанного на принтере документа , порадовал планами на будущее Мещеряков.

По расчетам Всемирной таможенной организации, унификация документов будет способствовать снижению расходов операторов на 5-10% от стоимости таможенной сделки.

Облегчит она и жизнь таможенникам, позволив им заранее определить партии товаров, которые необходимо будет подвергать более серьезному контролю.

Но это только часть позитивных изменений. Российская система таможенного транзита, став частью европейской системы, повысит свою привлекательность как страна транзита. Пока же это своеобразная перепонка , которую странам приходится преодолевать , - уверены европейские таможенные чиновники.

Председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов согласен с тем, что введение новой декларации приведет к ускорению товарооборота и сокращению издержек бизнеса. Бесспорно, позиции государства при этом усиливаются, но это тот редкий случай, когда в результате всем будет хорошо , - полагает Валерий Драганов. Представители бизнеса также считают появление новой ГТД/ТД положительным фактом. По словам главы департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергея Фалина, в идеале должно быть так, чтобы декларация, оформленная в Европе, действовала и в России.

Впрочем, пока это все, что может сделать ФТС для интеграции в общеевропейскую систему транзита. В дальнейшем России будет необходимо присоединиться к конвенции о процедуре общего транзита. А для этого потребуется внести изменения в Таможенный кодекс. Однако, по словам Владимира Мещерякова, ФТС уже готовит соответствующие предложения - в частности, будет введен институт уполномоченного получателя и комплексной гарантии. Свои предложения ведомство планирует представить в правительство в ближайшие два-три месяца.

"Газете" 167 от 15.09.2006г.