22.03.06

Финский подход к китайским контейнерам

В Пекине ОАО "РЖД" и министерство железных дорог Китая подпишут договор о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров. Накануне стороны согласовали вопросы электронного обмена информацией о контейнерных перевозках.

Как рассказал начальник департамента корпоративной информации ОАО "РЖД" Алексей Илларионов, российские и китайские железнодорожники начинают работу с электронными формами перевозочных документов. Пока электронный обмен данными между РЖД и сетью дорог КНР ограничится данными в объеме грузовой накладной.

Отметим, что соглашение, подписанное вчера Владимиром Якуниным и министром железных дорог Китая Лю Чжицзюнем, не исключает использования бумажных версий документа. Однако, по словам Алексея Илларионова, эффективность нового режима очевидна. Технологии электронного обмена позволяют более чем вдвое сократить время на передачу поезда через погранпереходы. Система прекрасно зарекомендовала себя при работе с Финляндией, с которой уже действует электронный обмен данными.

Аналитик группы "Центр Инвест" Михаил Ганелин считает, что соглашение об электронном обмене данными вполне укладывается в общую стратегию государства по унификации международных документов. "Экспорт и импорт в разных странах по-разному учитывается, существуют, например, различия в кодировке товаров, - заявил он "Гудку".- В настоящее время Минэкономразвития стремится унифицировать экспортно-импортные движения товаров с другими странами. Это позволит не только исключить разночтения, но и бороться с "черным" экспортом и импортом". По мнению эксперта, перевод таможенной документации в электронный вид дал бы железнодорожникам возможность ускорить анализ информации, эффективнее прогнозировать перевозки. РЖД смогут оперативнее реагировать на спрос, оптимально планировать парк вагонов для международных перевозок. У компании пока много проблем в сфере компьютеризации перевозочной технологии, и их решение повысит качество управления в долгосрочном плане и приведет к снижению управленческих расходов. В перспективе должен быть осуществлен переход на полностью безбумажную технологию, но это необходимо делать не только с Китаем, но и с другими странами, добавил Михаил Ганелин.

"Насколько быстро мы перейдем к полному электронному документообороту, так называемой электронной грузовой накладной, покажет время, - говорит Алексей Илларионов. - Это зависит от того, как быстро будут формализованы детали с контролирующими органами, в первую очередь, таможенными. На конференции во Владивостоке руководитель таможенной службы пообещал транзитным контейнерным перевозкам режим наибольшего благоприятствования. И, тем не менее, я затрудняюсь назвать конкретные сроки перехода на электронный документооборот".

Директор дочернего зависимого общества РЖД "Трансконтейнер" Петр Баскаков уверен, что соглашение об электронном документообороте и договор о взаимном обороте контейнеров с железными дорогами КНР значительно повышают уровень сервиса при обслуживании грузов на Транссибирской магистрали. Договор о взаимном обороте контейнеров в экспортно-импортном сообщении Владимир Якунин и Лю Чжицзюнь должны подписать сегодня. Он будет регламентировать использование на сети РЖД и КНР 20-футовых и 40-футовых контейнеров, принадлежащих операторам двух стран. Оператором по пользованию китайскими контейнерами на территории России назначена компания "Трансконтейнер".

"Я пока не могу сказать, что в результате подписанного договора поток контейнерных грузов на Транссиб из Китая резко увеличится, - заявил "Гудку" Петр Баскаков. - Польза этого документа в другом. Подписав договор о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров с ускоренной процедурой оформления поездов, мы, по сути, предложили рынку новый полноценный сервис. До сих пор из Китая по Транссибу контейнерные поезда не ходили, отдельные контейнерные грузы привлекали на маршрут частные операторы. Мы намерены продавать новую услугу. Причем не только в России, но и в Китае. Электронная таможенная декларация будет поступать нашему агенту из Пекина, что позволит в несколько раз сократить по времени процедуру пропуска контейнерного поезда через погранпереход Забайкальск - Маньчжурия. Уверен, что новый сервис будет востребован и на Транссибе. Первый контейнерный поезд мы планируем запустить по маршруту Пекин-Москва. На очереди - контейнерные маршруты в центр России - Иркутск и Екатеринбург".

Отметим, что в договоре специально оговаривается, что обе стороны начнут работу с федеральными органами власти в России и Китае по созданию конкурентных тарифных условий для увеличения контейнерных перевозок в межгосударственном сообщении.

"Начинается конкурентная борьба за контейнерные перевозки из Китая, - отмечает президент Гильдии экспедиторов РФ Семен Резер.- У российских частных операторов уже заключены подобные договоры с китайскими железными дорогами. Они также имеют в Китае своих представителей, что позволяет им привлекать грузы. Но в Китае миллионы контейнеров, огромная грузовая база, их на всех хватит". Однако, по оценке Семена Резера, пока в конкуренции выигрывают моряки.

"Одна из главных причин, по которой эти грузы не идут по железной дороге, - отсутствие мощных экспедиторских компаний со своими вагонами, контейнерами, с филиалами в Китае, - заявил глава гильдии. - У них не было международных договоров, дающих право эту работу осуществлять. Потенциальные клиенты, заинтересованные в перевозках в Китай и из Китая, уже есть. Посылать груз морем долго, а самолетом дорого. Но железнодорожные перевозки нужно правильно организовать. Новым договором РЖД решается вопрос с возвратом порожних контейнеров. При этом мы заинтересованы отправить их обратно с грузом. Причем этот груз вопреки расхожему мнению в России есть".

"Гудок"