05.07.12

Евразийский шелковый путь

Казахстан будет наращивать интенсивность перевозок через территорию страны, намереваясь стать крупнейшим в регионе транспортно-логистическим хабом (узлом). По приблизительным подсчетам экспертов, развитие национальной логистики позволит республике увеличить ВВП страны до 200 млрд долларов уже к 2014 году.

«Для Казахстана наступает эра логистики», – заявил на открытии Совета иностранных инвесторов, прошедшего 23 мая в рамках V Астанинского экономического форума, акционер Евразийской корпорации природных ресурсов Александр Машкевич. Впоследствии эти слова стали флагманом всего форума. По его итогам можно сделать вывод, что повышение эффективности транспортно-логистических цепочек поставок выходит для республики на первый план. По словам Александра Машкевича, в обозримом будущем Казахстан будет в состоянии поставлять одному лишь Китаю до 10 млн тонн руды в год. Таким образом, на первое место в транспортном сегменте страны выходит железнодорожный транспорт, в развитие которого уже инвестировано 400 млн долларов.

Президент республики Нурсултан Назарбаев намерен подойти к реализации транспортно-логистической концепции глобально. «Сегодня уже принята новая стратегия развития страны до 2020 года. Казахстан способен ставить и решать амбициозные задачи. Сегодня я хочу предложить начать масштабный проект «Новый шелковый путь». Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать главным транзитным хабом – своеобразным мостом между Европой и Азией», – озвучил свое видение национальной транспортной политики глава республики. Президент Назарбаев отметил, что Казахстан, располагаясь в самом центре евразийского континента, связывает крупнейшие рынки Китая, Европы, России и стран СНГ, обеспечивая транспортные маршруты в страны Центральной Азии и Персидского залива.

Предполагается, что после проведения всех мероприятий по реализации проекта к 2020 году объем транзитного грузопотока через Казахстан увеличится в два раза и составит как минимум 50 млн тонн в год. При этом объем торговых операций между сопредельными с Казахстаном государствами должен увеличиться в 1,5 раза, достигнув 1 трлн долларов. К слову, годовой объем торговли между Китаем и Европой уже сейчас превышает 500 млрд долларов при среднегодовом росте 8%. К 2020 году он составит уже 800 млрд долларов. Транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан имеет неоспоримое преимущество для иностранных инвесторов, подчеркнул в своей резюмирующей речи Нурсултан Назарбаев.

Между тем правительство Республики Казахстан уже сделало первые шаги к возрождению «шелкового пути». В конце июня Сенат Парламента РК принял на пленарном заседании законопроект «О внесении изменений и дополнений в законы «О транспорте в Республике Казахстан» и «О торговом мореплавании». По словам сенатора Жумабека Торегельдинова, основной целью внесения изменений является создание правовой основы для формирования транспортно-логистического хаба. Кроме того, президент Назарбаев поручил создать государственную транспортно-логистическую компанию.

Трибуна (г. Москва)