03.05.06

Это наведение настоящего порядка или шумная временная разовая кампания?

О том, что российские власти намерены навести порядок на таможне можно было догадаться по резкому замечанию Президента РФ Владимира Путина о "слиянии в экстазе" таможни и крупного бизнеса на КПП вдоль российской границы.

Очевидно, масштабы этого негативного явления столь велики, что глава государства вынужден был сказать об этом публично. Правда, Федеральная таможенная служба и после этого утверждала что "коррупция в таможенной службе не является системной болезнью, а носит отдельные проявления". Но вот статистика: в 2005 году в отношении таможенников было возбуждено около 530 уголовных дел. За неполные четыре месяца этого года - уже более 170, причем около половины из них - это дела о коррупции. За последнюю декаду в поле зрения правоохранительных органов оказались уже сотни таможенников, подозреваемых в сговоре с представителями предпринимательских структур. И нам, кстати, видна пока лишь верхушка айсберга

Впрочем, есть еще одно доказательство, что сегодня речь идет не о необычайно массовых "отдельных проявлениях", а о массовом сговоре представителей бизнеса и таможни, то есть о коррупции. Что делает отдельный жулик, узнав о проверке? Моментально ныряет на дно и элементарно пережидает. А вот у системы большая инерция, и пока не прошла соответствующая команда, отдельные ее звенья трудятся в обычном "рабочем режиме". Здесь надо искать объяснение непонятного для сторонних наблюдателей факта: месяц идет форменная облава, а таможенники продолжают брать взятки, обирать бизнес, занижать пошлины, пропускать под видом мясорубок компьютеры. В разгар, можно сказать, непогоды, когда открыто сообщается об арестах таможенников Новосибирской, Брянской, Пензенской, Ярославской, Калужской, Ленинградской областей, Приморского края, Москвы, Питера - в столичном аэропорту "Внуково" таможенный начальник берет взятку от бизнесмена, "залетают" руководители Дальневосточного таможенного управления, пропускавшие в Россию контейнеры, даже не зная, что в них Это не неуемная алчность. Это обыкновенная коррупция, поставленная на поток.

В "сухом остатке" мы имеем миллиарды потерянных для бюджета рублей таможенных пошлин и миллиарды незаконно полученных бизнесом долларов, что не может не влиять на макроэкономические показатели государства.

Случаи контрабанды, жульничеств, нарушений были и еще, увы, будут. Главное - умеет ли государство держать их уровень ниже "порога риска" для общества. У нас это получается плохо, и мы, в сущности, пожинаем то, что посеяли. Если из 413 пропускных таможенных пунктов более трети находится на балансе различных коммерческих структур, а 13 - это вообще частная собственность, то тут, как говорится, воруй - не хочу. Поэтому сегодня вопрос должен звучать так: проводимый Генпрокуратурой совместно с ФСБ, МВД и службой собственной безопасности ФТС "комплекс мероприятий" по борьбе с контрабандистами на таможне - это наведение настоящего порядка или шумная временная разовая кампания?

Но "временно" - уже надоело, уже неинтересно. Опять люди скажут: передел влияния, контроль над денежными потоками, дележ кресел, а если и дадут кому из попавшихся высоких чинов реальные сроки, то по апелляции заменят на условное наказание, так уже бывало не раз ... Не поймут люди. Опыт у них уже есть. Разгоняли перед парламентскими выборами "оборотней в погонах" в МВД, потом боролись с ними в прокуратуре и суде, теперь вот ФТС, а есть еще и армия - поле непаханое У нас очень хорошо получается показательно пошуметь и навсегда, но на деле временно "вырвать с корнем" и "выжечь каленым железом" недостатки. Научились.

Очень бы хотелось, чтобы на этот раз было иначе. Многие аналитики связывают нынешнюю "чистку" с запланированным созданием в России единой структуры, отвечающей за содержание пунктов пропуска на границе, при одновременном совершенствовании таможенного администрирования и регулирования. Как сообщили "ФК-Новости" в пресс-службе ФТС, в рамках этой программы планируется выделить средства и переоборудовать таможенные переходы, причем сразу и везде. Стоимость переоборудования одного такого пункта - это 50 - 70 миллионов долларов, то есть в результате несложной операции умножения сумма получается астрономическая. За такими деньгами пригляд нужен серьезный, и лучше, чтобы это делали проверенные люди. А раз так, то и начинать надо с "чистого листа", наведя предварительно полный порядок. Возможно, такую "уборку" мы сейчас и наблюдаем

ФК-Новости 03.05.06