05.07.06

Екатеринбург: проблемы логистического рынка тормозят развитие торговли

Состояние складской инфраструктуры сдерживает развитие торгового бизнеса в регионе. Выход для компаний самостоятельный девелопмент складской недвижимости. Потребность в подобных комплексах велика, торговые сети в городе развиваются очень динамично, а сопутствующие бизнесу отрасли существенно отстают от развития ритейла.

Рынок складов отличают значительные диспропорции спроса и предложения. Текущий уровень и темпы роста складской инфраструктуры на фоне быстрого увеличения товарных потоков становятся серьезным сдерживающим фактором развития торговли в регионах.

Максимальный дефицит складской недвижимости проявляется в классе В. В Екатеринбурге предложение помещений класса В оценивается в 520 тыс. кв. метров, а спрос достигает 800 900 тысяч. Складов класса А на Урале нет вообще. Впрочем, спрос на такие объекты еще не сформирован. Их требуют только приходящие инорегионалы. Региональные компании качество международного уровня, безусловно, привлекает, но платить за него они не готовы.

В таких условиях крупные местные и приходящие из других городов Урала компании (в структуре клиентов рынка их порядка 40% и 27% соответственно, в основном торговые и дистрибьюторские сетевые компании, занимающиеся бытовой техникой и электроникой, продуктами питания и бытовой химией, а также строительные организации) предпочитают сами строить или реконструировать складские помещения для собственного бизнеса.

Однако большинство крупных федеральных и иностранных компаний (11% клиентов рынка) стремятся передавать всю логистику на аутсорсинг: плюсы сокращение накладных расходов, в том числе расходов на персонал, оптимизация процессов, связанных с хранением и транспортировкой грузов, снижение рисков на случай форсмажоров. Для этих компаний Урал становится перевалочным пунктом, отправной точкой экспансии на восток. Наиболее развит логистический рынок в Екатеринбурге. Здесь некоторые логистические компании участвуют в строительстве складских комплексов.

Подъему местных логистических компаний препятствует низкий уровень развития складской инфраструктуры: ресурс для логиста складские площади они берут в аренду. Выход из ситуации подсказывает Дмитрий Золин: некоторые компании заявляют о возможности строительства склада под заказчика при условии долевого участия или долгосрочной аренды, в Тюмени это, к примеру, Агроинтер , в Екатеринбурге AVS Group, ТД Чкаловский и др. Но такие проекты реализуются редко.

Самостоятельно заниматься девелопментом сложно: объем инвестиций для строительства и оборудования складского помещения класса А более тысячи долларов за 1 кв. метр.

Альянс Медиа; 05.07.06