16.11.09

Ехал гаджет через реку

Курс на модернизацию уперся в таможенный шлагбаум

По данным Росстата, в январе - августе этого года импорт в Россию машин и оборудования сократился почти на 55 процентов по сравнению с аналогичным периодом года минувшего. Это означает, что провозглашенный президентом курс на модернизацию страны натолкнулся на свой первый барьер. Ведь львиная доля материальной базы для инноваций завозится из-за границы. И такая статистика импорта явно не способствует технологическому прорыву. Можно, конечно, во всем винить мировой кризис, однако препятствий для ввоза высокотехнологичной продукции хватает и в наших пенатах. Обнадеживает то, что власть наконец повернулась лицом к проблеме. По информации "Итогов", в Госдуме готовится пакет законопроектов под общим названием "Инновационная Россия". Он призван снять барьеры, препятствующие росту инноваций. Речь, в частности, идет о снижении ставок пошлин и налогов на ввозимое в страну оборудование, а также об упрощении и ускорении процедуры импорта и экспорта высокотехнологической продукции. Либерализация таможенно-тарифной политики необходима, поскольку существующая система делает инновационные производства в России попросту нерентабельными.

Ввозить разрешается

Как охарактеризовал ситуацию первый замглавы Комитета Госдумы по промышленности, бывший глава Таможенной службы Валерий Драганов, "сегодня инновации развиваются не благодаря, а вопреки". Между тем прошел уже год с того момента, как Дмитрий Медведев задал соответствующий курс. По его словам, нужен зеленый коридор для экспорта высокотехнологичной продукции, а также "особые условия прохождения таможенных процедур". Сказано, но пока не сделано. Российским Левшам по-прежнему не хватает современных станков и оборудования, за право на ввоз которых требуется платить в среднем четверть их стоимости. С другой стороны, отечественные разработки и продукцию надо продвигать за границей. В идеале инновационные грузы должны пересекать границу за сутки - трое, оставаясь в целости и сохранности и не ­обремененными чрезмерными побо­рами и разрешительными бумагами. А что в реальности?

Нельзя сказать, что разговоры об инновациях - не более чем разговоры. За последние полгода дело сдвинулось с мертвой точки. Фирмы, занимающиеся ввозом высокотехнологичного оборудования, успели почувствовать некоторые послабления. Как пояснили "Итогам" в одной из российских компаний, импортирующих компьютеры, ставка таможенной пошлины обнулилась на большинство IT-позиций, так что сейчас цена на компьютер подрастает "в пути" в среднем на 10 процентов (транспортные расходы) плюс 18 процентов НДС. Впрочем, и такая нагрузка, как говорят бизнесмены, для многих компаний непосильна. Если прибавить к расходам плату за хранение на таможенных терминалах оборудования, оформление ввоза которого может длиться месяцами, какая-нибудь американская микросхема обойдется российскому покупателю чуть ли не вдвое дороже, чем в США. О рентабельности инновационного производства в данном случае говорить не приходится.

Естественно, импортеры ­пытаются минимизировать издержки, подчас отклоняясь от норм Налогового ­кодекса. Например, манипулируют таможенной стоимостью товара, переводя более дорогой в разряд более дешевых. Таможенники тоже не лыком шиты. Ответом на такие уловки стала схема вычисления средней стоимости однотипных товаров. Это, например, когда дорогие и дешевые микрочипы идут по одной среднеарифметической таможенной цене, с которой и платятся налоги и сборы. В этой незримой битве перевес на стороне государства. Таможенные платежи год от года росли и уже превысили поступления в федеральный бюджет от собираемых внутри страны налогов.

Между тем поддержать инновационный сектор экономики без обнуления пошлин невозможно. Потому было принято политическое решение облегчить налоговое бремя наших Кулибиных. По словам директора департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексея Лихачева, вместо процентов от стоимости товара таможенные сборы должны стать фиксированной величиной, отражающей реальные затраты таможенника на досмотр товара и оформление документов. А то и вовсе не взиматься, если речь идет об инновационных продуктах. По данным МЭР, уже обнулены ставки ввозных пошлин более чем на 900 видов технологического оборудования, комплектующих и узлов.

Но это лишь первый шаг. Россия, например, отстает от союзной Белоруссии, где аналогичный список беспошлинных инновационных товаров был принят еще три года назад, и список этот куда шире нашего. Не исключено, что позиции выравняются до конца года: полным ходом идет формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 27 ноября Таможенный кодекс, Единый таможенный тариф будут приняты в Минске на саммите ЕврАзЭС, а с 1 января новые таможенные процедуры заработают на всем пространстве трех республик.

Таможенные новации коснутся в основном импорта. А экспорт? И как вообще изменить систему, не рассчитанную на быстрое и дешевое перемещение высокотехнологичных грузов из России и обратно?

Вам пакет

Зеленый свет инновациям должен дать пакет законопроектов под ­названием "Инновационная Россия". Правда, уже по ходу его разработки возникли проблемы. К примеру, законодатели все еще не дали юридического определения термину "инновация". Вопрос прин­ципиальный. Не зная на него ответа, невозможно определить, кому именно следует предоставлять таможенные и налоговые льготы. Например, по мнению Драганова, "основа инновационных производств - развитие отрасли редкоземельных металлов для создания стратегических материалов будущего". У коллег депутата на сей счет имеются и другие мнения. Кто-то уверен, что инновации - это исключительно нанотехнологии и именно для их развития надо создать комфортные условия.

Между тем в мире к высоким технологиям относят прежде всего микроэлектронику, программное обеспечение и биотехнологии. На этом рынке, по некоторым оценкам, Россия "держит" лишь один процент его общего объема.

При этом для самых продвинутых технологий необходимо сырье. В этом плане мы вроде бы впереди планеты всей, однако и тут не все так просто. Россия на сегодня не в состоянии переработать свои природные богатства. Скажем, ближайшие центры переработки тех же редкоземельных металлов находятся в Эстонии и Китае. Сырье приходится вывозить, а затем ввозить полуфабрикаты для дальнейшего производства чего-либо высокотехнологичного, к примеру электроники. При этом сплошь и рядом таможенные правила не учитывают российскую составляющую ввозимой продукции - все идет как импорт и подвергается соответствующему налогообложению.

То же и с интеллектуальной собствен­ностью. Отечественные IT-компании сетуют, что разработанное ими программное обеспечение, записанное на носители за границей, приходится импортировать как чисто зарубежный продукт. Это касается любого интеллектуального товара - скажем, российский контент, размещенный в брошюре, которая отпечатана за рубежом, тоже считается импортным.

Когда именно будет принят думский пакет инновационных законов, не ясно. По словам главы комитета Госдумы по науке Валерия Черешнева, перед первым чтением предстоят непростые переговоры с Минфином: "Пакет затратный, только на первом этапе он обойдется государству в 35 миллиардов рублей в год".

Не сидят на месте и таможенники. ФТС намерена обязать всех российских импортеров и экспортеров подавать таможенную декларацию заранее и в электронном виде - для ускорения процесса оформления грузов. А в планах у таможни - инициировать принятие 28 законопроектов (преимущественно поправок в Таможенный кодекс), призванных облегчить доступ на внутренний рынок в том числе и высокотехнологичной продукции.

Правда, это касается отнюдь не всех законодательных новаций. Так, в числе предложений ФТС есть норма, дающая таможне право проводить постаудит (проверка после прохождения таможни) не в течение года, как сейчас, а трех лет. Таможенники озабочены тем, что есть случаи, когда импортное оборудование, которое вносится в уставный капитал компаний и не облагается пошлинами и налогами, продается сразу же после пересечения границы. По таким фактам только за 9 месяцев этого года доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на 8,2 миллиарда рублей.

Инновации требуют жертв

Проблема еще и в том, что таможенные правила либерализуются прежде всего в пользу импортеров. Между тем с экспортом отечественных ноу-хау дела обстоят куда хуже, чем с ввозом зарубежных. Нашим экспортерам хай-тека много не надо - снизить сроки прохождения таможенных процедур и уменьшить число разрешительной документации. Однако дело это нелегкое - на сегодня, по данным "Итогов", аж 22 федеральных ведомства дают разрешения на экспорт инновационной продукции. Часто случается так, что только на таможне экспортер выясняет, что ему нужно еще с десяток документов, подтверждающих право на вывоз.

Длительные сроки прохождения таможни делают подчас нереальной продажу наших высоких технологий и товаров за рубеж: российская сторона не может гарантировать быстрый ремонт и оперативные поставки запчастей. Вариант со складом, где бы продукция хранилась на случай таможенных задержек, приемлем только для крупных фирм - уж слишком дорогое это удовольствие. И это при том, что инновации обычно продвигают средние и мелкие компании. По словам президента международной научно-технической организации "Лазерная ассоциация" Ивана Ковша, 70 процентов предприятий в этой отрасли - малые. Такова специфика этого бизнеса.

Не просто и технопаркам. Им были обещаны упрощенные таможенные и налоговые процедуры. Однако обещания все еще не реализованы. По словам губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, при том, что объемы экспорта местного технопарка пока невелики, оформление грузов занимает крайне длительное время.

Проблемы на границе прямо влияют на инновационные перспективы России. Простой пример: россиянам удалось создать приемник спутниковой навигации, работающий одновременно в системах ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), который можно встраивать в смартфоны. Но дело в том, что в нашей стране не производятся мобильные телефоны. Значит, договариваться об инсталляции отечественного гаджета придется с зарубежными производителями. И здесь проблемы на российской таможне выйдут на первый план.

Самая сложная из них - отсутствие единой справочной системы, откуда можно было бы узнать, какие документы нужны для прохождения границы. В ФТС, правда, есть служба "информирования и консультирования", но имеющиеся там справочные данные для экспортеров достаточно ограниченны.

По словам главы управления ФТС по связям с общественностью Александра Смелякова, "готовится приказ о первоочередном порядке оформления таких (инновационных. - "Итоги") грузов - в три дня". Но проблема в том, что таможня даст добро в этот срок, если на руках у экспортера будут все документы. Значит, нужно сократить число бумаг. Даже в области двойных технологий. За это, кстати, ратует Минэкономразвития: по словам Алексея Лихачева, важно уменьшить "объемы информации и документов, представляемых при декларировании товаров, установить предельные сроки для таможенного оформления, упростить порядок временного ввоза высокотехнологичного оборудования и ввоза (вывоза) образцов товаров для исследований, тестирования и испытаний".

Сокращение числа документов на вывоз - в компетенции правительства. Придется учесть мнение тех самых 22 ведомств, дающих разрешение на экспорт. Что само по себе непросто. Еще сложнее самому правительству решиться на кардинальную смену таможенных правил: прибавка в казну от инновационного "журавля" еще неизвестно когда поступит, а "синица" в виде таможенных сборов - уже в бюджете. С начала года ФТС "добыла" 2,5 триллиона рублей, а в планах - 3,3 триллиона до конца 2009-го. Резать эту "курицу" ни у кого рука не поднимется. Успокаивает лишь то, что таможенные сборы от инноваций составляют, по данным МЭР, не очень большую часть доходов бюджета. Возможно, ею действительно решатся пожертвовать. А что, модернизационные проекты в отечественной истории еще ни разу не обходились без жертв.

Журнал "Итоги" 16.11.09