27.04.17

Денис Вешкурцев: «Развитию экспорта мешают стереотипы»

Что предложить Китаю, который производит товары для всего мира? Чем наше полотенце лучше итальянского? Куда проще доставить товар – в Лиссабон или Владивосток? Гендиректор «Сима-Ленд» — на DK.RU.

В последнее время тему экспорта российских товаров обсуждают активно, и часто – в трагической тональности. Многие эксперты утверждают, что выход российской компании за рубеж можно приравнять к подвигу. Генеральный директор «Сима-Ленд» Денис Вешкурцев уверен: российским производителям есть, что предложить миру, а сложности выхода на зарубежные рынки во многом надуманы.

— Российское бизнес-сообщество очень страдает от стереотипов и ограниченности мышления. «В России только продают и покупают, и не производят ничего востребованного»; «Выйти на экспорт — нереально, особенно для некрупной компании»; «Работать с Китаем сложно, потому что китайцы — инопланетяне» — мы все давно привыкли и поверили в эти постулаты. На самом деле, они уже не имеют ничего общего с действительностью. За последние два-три года производство товаров народного потребления в России резко выросло.

Показательно: примерно 60-70% товаров, которые продает «Сима-Ленд», производится в России и странах СНГ и продается не только у нас, но и за границей.

Мы сами запустили несколько производственных линий, и наша продукция успешно заменяет товары, которые несколько лет назад завозились из-за рубежа. Например, мы стали выпускать собственные мыльные пузыри: завезли пресс-формы, сами льем корпуса, разработали формулу мыльного раствора. Кроме того, мы делаем продукцию из пластика, открыли собственное швейное производство, собираем велосипеды из комплектующих, и в ближайшее время планируем производить комплектующие у нас. В планах компании — и производство керамики, и полиграфические проекты. Мы вообще намерены взят курс на увеличение производства товаров для быта именно в России. Единственное, чем мы ограничены, — отсутствием специалистов: за последние 25 лет в России серьезно «повыбили» рабочие специальности.

И «Сима-Ленд» — не единственный пример. В последнее время к нам обращались представители многих российских компаний. Зная, что у нас хорошо отлажена логистика с Китаем, что мы всегда отвечаем по своим обязательствам, они просили нас перевезти для них из Поднебесной станки и даже целые заводы, чтобы организовать собственную производственную площадку в России. На формирование такой тенденции повлияли, с одной стороны, падение рубля, а с другой — понимание, что торговать своим товаром можно и отсюда. Конечно, сложные изделия, производство которых требует времени для развития и перенимания новых технологий, — это еще не наша история, а вот многие простые и среднесложные товары успешно производят в России. Например, полотенца нашего производства покупают даже в Италии, этой текстильной Мекке. Так что у нас действительно есть, что предложить другим странам.

При этом большинство предпринимателей, запуская бизнес, ориентируется только на отечественный рынок, хотя во всем мире производства открывают сразу с расчетом на возможный экспорт.

У нас считается, что выйти на экспорт может только промышленный гигант, для остальных это нереально. Это не так. Мы работаем со всеми странами таможенного союза, Италией, Францией, Испанией, Германией, Канадой, Америкой и Австралией. Интересно, что наша продукция продается даже в тех странах, с которыми мы не сотрудничаем. Например, я сам лично обнаружил товары с логотипом «Сима-Ленд» в торговом центре в Кишиневе в Молдовии, с которой мы пока напрямую не работаем.

Сейчас мы прорабатываем возможность экспорта товаров в Китай — наших китайских партнеров интересуют изделия из камня, дерева, текстиля, продукты питания, которые производятся в России. Кстати, рассказы о том, что работать с Китаем сложно, абсолютно не соответствуют действительности. Китайцы — очень интересные, трудолюбивые, активные люди. При выходе на этот рынок стоит учитывать только то, что они — азиаты, и у них интересы личности всегда подчинены интересам общества.

Я не скажу, что выходить на экспорт просто, каждая страна — отдельная история. Но это реально. Причем, со сложностями сталкиваешься в большей степени не в России, а за границей.

Отечественная таможня в последние годы делает все, чтобы помочь предпринимателям, к бизнесу относится очень благосклонно, не устану это повторять. Трудности начинаются с растаможиванием товара за рубежом и прохождением сертификации. Сертифицировать там продукцию куда дороже и сложнее, чем у нас. Но и это вопрос решаемый, в конце концов, есть специалисты, которые помогают все оформить. Это стандартные барьеры, которые один раз надо пройти, сжав зубы. А средняя у вас компания, маленькая или крупная — особого значения не имеет, единственное, что дает фору крупным компаниям — это большая подушка финансовой безопасности.

Еще одна проблема, с которой сталкивается российский бизнес при выходе за границу — отсутствие внятной логистики. Если ты отправляешь продукцию не из Москвы, и у тебя не набирается несколько вагонов товара, отправить составной груз бывает порой сложно. Но это вопрос скорее не к государству, а к бизнес-сообществу, и он тоже решаемый. Мы выстроили собственную логистику: запустили машину в Европу, лично доставляем товар европейским клиентам, количество которых постоянно растет. Кстати, куда больше мы мучились не с европейским, а с восточным направлением: от Екатеринбурга до Лиссабона машина добирается куда быстрее и проще, чем от Екатеринбурга до Владивостока. Тем не менее, нам удалось запустить собственную логистику по обоим направлениям.

Отечественному бизнесу очень мешают подобные стереотипы и ограниченность мышления.

Доходит до смешного: во всем мире есть понятие «минималка» — минимальный заказ, с которым готово работать предприятие. И только в России есть понятие «максималка» - максимальный объем, который возьмет компания. Ее владелец не будет даже ради выгодного заказа и последующего роста прибыли расширять производство, искать новые мощности, менять бизнес-процессы. Ему достаточно того, что есть — и для большего шевелиться он не будет. Хоть кол ему на голове теши.

Деловой квартал (Екатеринбург)