07.10.05

Что изменится на рынке электроники?

На этой неделе истек срок ультиматума, который Федеральная таможенная служба (ФТС) выдвинула производителям электроники. Таможня потребовала от вендоров представления своих реальных отпускных прайс-листов, по которым теперь будет проводиться "растаможка" импортируемой техники. Как инициатива таможни повлияет на рынок?

Евгений Чичваркин, председатель совета директоров "Евросети": - Все это сильно повлияло на рынок, уже два месяца мы таможим "в лоб". Сколько это стоило раньше - известно одному Богу, сейчас все просто- 24%. Рынок за это время в деньгах вырос на 15%, однако во многом это произошло просто из-за истерии. Что касается легализации рынка, то в кратковременной перспективе она действительно будет иметь место, зато потом рынок наполнится "черным" товаром, который пойдет хорошо из-за разницы в цене.

Валерий Глыздов, ведущий специалист по ВЭД компании СТМ: - Сложно сказать, насколько вырастет цена "растаможки": ведь этих прайс-листов, кроме таможенников, никто не видел.

Заводы-изготовители работают с оптовыми покупателями, для каждого из них свои условия в зависимости от объемов поставок. Одно можно сказать точно - для тех, кто ввозил товары "в белую", стоимость "растаможки" не вырастет. Но за счет того, что мелкие игроки, использующие "черные" схемы при ввозе, уйдут с рынка, для конечного потребителя стоимость продукции возрастет. При этом с рынка уйдет примерно 60% нелегальных импортеров.

Валерий Драганов, глава комитета Госдумы по экономполитике, в 1998-1999 годах председатель Государственного таможенного комитета: - Насколько я понимаю, сейчас более двух третей импортеров готовы действовать по "белым" правилам и повышать таможенную стоимость до реальной. Правда, почемуто их желание очень долго не находило отклика в профильных ведомствах. Впрочем, на мой взгляд, меры по повышению таможенной стоимости импорта будут неэффективны, если принимать их постепенно: в таком случае очень велик соблазн для импортеров использовать ситуацию в своих интересах.

Сергей Комаров, коммерческий директор компании "Веста Альфа" (дистрибутор товаров luxury): - Если нечто подобное начнет происходить на нашем рынке, никто из дистрибуторов товаров роскоши не будет против обнародования прайс-листов.

Наши партнеры не делают из них тайны. Нам даже это будет выгодно: за последние годы рынок и так стал более цивилизованным, а количество "серых" импортеров существенно сократилось.

Михаил Зельман, совладелец ресторанного холдинга "Арпиком", в прошлом владелец таможенного терминала: - Меры, которые принимает сейчас ФТС, в целом правильны, и если они будут доведены до конца, их можно только приветствовать. Однако отнюдь не все импортеры представляют реальные, а не заниженные прайсы на свой товар, а значит, если стопроцентного контроля не будет, возможно, что в процессе ужесточения правил ввоза кто-то получит лишнее конкурентное преимущество.

Михаил Кучмент, коммерческий директор "М.Видео": - Мы считаем, что все меры, которые принимает таможня, абсолютно правильны и способствуют прозрачности рынка. В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что поставщики будут строить склады на территории России и импортировать все самостоятельно, и за счет этого всем удастся сэкономить на логистике. Казалось бы, в краткосрочной перспективе цены должны вырасти. Однако в реальности поставщики, которые не заинтересованы в уменьшении рынка, должны пропорционально понизить отпускные цены, чтобы сохранить свою долю. Это должно нивелировать рост цен.

"Бизнес" (ИД "Секрет фирмы") ; 07.10.05