17.10.07

Через иркутскую таможню проходит 20% товарооборота Сибири

Завтра, 18 октября, Иркутская таможня будет отмечать 55-летие своей новейшей истории. Так получилось, что в России это ведомство существовало на протяжении нескольких веков, затем было упразднено и вновь возрождено. О том, как в Иркутской области появилась таможня и почему на нее приходится пятая часть объемов внешнеторговой деятельности Сибирского федерального округа газете "Областная" рассказал начальник Иркутской таможни Сергей Поляков.

- Сергей Михайлович, расскажите, каким в нашем регионе был процесс становления таможенных органов.

- История Иркутской таможни начинается в 1682 году. В городовую стену Иркутского острога со стороны Ангары между главной проезжей и угловой башнями была встроена таможенная изба. Тогда взимались пошлины с так называемых явленных товаров и велся учет всего, что поступало в государеву казну - денег, хлеба, пушнины и прочего. В ведении тогдашних таможенников были винные и пивные сборы, жалованье им платили хлебом. В конце XVII века Иркутск стал перекрестком трех торговых направлений - на Дальний Восток, в Китай и в Монголию. С запада на восток везли русские промышленные товары, холст, из Китая - чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани. К концу XIX века Иркутск стал крупнейшим центром пушной торговли. Кроме этого, через столицу Восточной Сибири пролегал знаменитый "чайный путь" - известно, что через наш город в Россию поступало 38% китайского чая.

Доходы Иркутской таможни тогда исчислялись миллионами рублей. Для борьбы с контрабандой были созданы постоянные караулы численностью до 270 человек. Центром операций для пресечения поставок нелегального товара стал Култук, где соединялись три дороги - Кругобайкальская, Слюдянская и с Тибельти. Самую крупную контрабанду обнаружили в 1908 году у купца первой гильдии Фризера - 152 тюка китайского чая.

С приходом советской власти таможня была подключена к наведению порядка в городе. В 1925 году все таможенные операции вынесли на линию государственной границы, и Иркутская, как внутренняя таможня, была упразднена. В начале 1930-х годов в Иркутске была введена должность уполномоченного по решению дел о контрабанде.

- Почему появилась необходимость возродить работу таможни?

- В 1950 году вышел приказ Министерства внешней торговли, в котором, в частности, говорилось: "В связи с ростом грузооборота открыть таможенные посты в Иркутске". Они должны были заняться оформлением самолетов, следующих через границу. А 18 октября 1952 года Иркутский таможенный пост был преобразован в Иркутскую таможню. Эту дату мы и считаем официальным днем рождения.

Уже в то время обязанности таможенников не ограничивались досмотром самолетов, членов экипажей, пассажиров и их багажа. На железнодорожной станции оформляли контейнеры с различными грузами из Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Чехословакии. Занимались реализацией конфискованных товаров, состав-ляли статистические и бухгалтерские отчеты, выдавали разрешения на регистрацию автомашин и мотоциклов. На международном почтамте контролировали посылки, бандероли. На таможне тогда трудилось небольшое число сотрудников, а ее структура не изменялась вплоть до середины 1980-х годов.

Годы перестройки в государстве потребовали коренных изменений в таможенной системе. В 1990 году из штатного расписания Иркутской таможни исключили Кемеровский, Красноярский, Новосибирский и Омский таможенные посты. Наши специалисты поехали в эти города, чтобы на базе упраздненных постов организовывать новые таможни. Последним тогда из нашего состава выделился Барнаульский таможенный пост.

Весной 1995 года в Иркутской таможне вновь происходит реорганизация - Братский пост преобразуется в таможню, в ведение которой отходят Казачинско-Ленский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и Нижнеилимский районы.

- Сейчас в стране, наоборот, идет тенденция укрупнения. В связи с этим обсуждается возможность объединения Братской и Иркутской таможен?

- Действительно, сейчас на фоне других объединительных процессов происходит так называемая оптимизация таможенного контроля. И как результат - ликвидация некоторых таможенных структур, где очень маленькие объемы работы. В итоге многие таможни южного региона, которые существовали по 10-15 лет, стали таможенными постами. То есть из трех-четырех таможен осталась одна, остальные приписываются к ней в качестве постов.

В Иркутской области же ситуация достаточно уникальная - в России больше нет таких субъектов РФ, которые, не являясь пограничными, имели бы две таможни. Да, разговоры по объединению двух таможен ведутся. Но не нужно забывать, что загрузка на Братской таможне колоссальная - она контролирует поставки лесной продукции и алюминия. Кстати, там очень хорошие показатели по отгрузке леса - лишь половину в общем объеме занимает "кругляк", остальное приходится на пиломатериалы.

- Кстати, именно Иркутская таможня начала эксперимент по электронному учету древесины. Результатами вы довольны?

- Внедрение электронного учета древесины ведется с 2005 года. В мае на коллегии Федеральной таможенной службы в Томске были подведены первые итоги. Оценка дана такая: эксперимент положительный и его нужно внедрять повсеместно. Уже есть постановление заместителя генерального прокурора РФ о наведении порядка в лесной отрасли, и там дана установка всем таможням России, через которые производится экспорт древесины, применять те методики, которые отрабатывались у нас.

Это современный метод. Он не является нашим ноу-хау, модель заимствована у европейских стран и Канады, где учет леса производится именно так. Отличие лишь в том, что мы ведем учет не с момента вырубки леса, а с поступления его на таможенный склад. Мы считаем, что времена, когда таможенник измерял партии древесины рулеткой, должны уйти в прошлое.

- Какая доля леса в зоне деятельности Иркутской таможни сегодня проходит биркование?

- Пока небольшая. Экспортерам мы ставим задачу бирковать 30% леса. Но сейчас эта доля составляет 10%. К настоящему времени 39 организаций закупили это оборудование. К эксперименту хотели бы подключиться многие, но стоимость оборудования очень высока, и пока не все могут его приобрести.

- Иркутская таможня в структуре внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа традиционно является лидером. За счет каких товаров удается удерживать это первенство?

- Да, мы действительно являемся лидером. По итогам девяти месяцев этого года Иркутская таможня обеспечила 20% товарооборота Сибирского региона. А если к этому показателю прибавить еще 5%, которые дает Братская таможня, то получается, что четверть внешнеторгового товарооборота СФО обеспечивает наша область. Конечно, такие показатели достигаются благодаря экспорту. Удельный вес экспортных поставок, которые в основном представлены продукцией топливно-энергетического комплекса, машиностроения и нефтехимии, черными и цветными металлами, древесиной, в стоимостном выражении составляет 92% от общего товарооборота, импортных - 8%. Внешнеторговые взаимоотношения установлены с 58 странами дальнего зарубежья и 11 - ближнего. Что касается импортеров, то речь идет примерно о 50 странах.

Стоит отметить, что 50 лет назад число государств, с которыми сотрудничал регион, можно было пересчитать по пальцам. Еще один интересный факт - по итогам прошлого года на одного нашего сотрудника пришлось более 130 млн. рублей таможенных платежей. Эту сумму несложно высчитать - в прошлом году мы перечислили в казну государства около 64 млрд. рублей, при этом на Иркутской таможне трудится порядка 450 человек.

Сегодня в структуру Иркутской таможни входит восемь таможенных постов. Самый дальний из них располагается в Нижнеудинске. И от него еще 200 км до отделения в Тайшете. Так что расстояния у нас колоссальные.

- Есть ли необходимость в нашем регионе открывать дополнительные посты?

- Сейчас обсуждается вопрос по открытию таможенного поста в Тайшете. Вопрос, кстати, непростой с учетом тенденции укрупнения, о которой мы с вами уже говорили. Очевидно, что таможенный пост в Тайшете просто необходим, ведь там строится алюминиевый завод, а значит, нужно будет оформлять оборудование, а затем заниматься поставками металла. В настоящее время в Тайшете работает подразделение Нижнеудинского поста. Там трудятся всего пять человек, которые занимаются в основном оформлением экспорта леса. Понятно, что количество специалистов нужно будет увеличивать кратно.

Обсуждается вопрос о создании таможенного поста и на Иркутском авиационном заводе, который наращивает объемы поставок продукции за рубеж.

- Как будете праздновать день рождения таможни?

- Отмечать будем обязательно. Завтра в Иркутском музыкальном театре состоится праздничный концерт и награждение наших передовиков - у нас есть несколько сотрудников, которые работают на таможне со дня ее создания. Однако каким бы значительным ни был праздник, Иркутская таможня выходной на этот день не берет. Границу мы не закрываем, а оформление грузов не останавливаем.

Wood.Ru; 17.10.07