28.09.07

«Челночный» тупик

Карго, «кэмэлы», или все-таки «белые» схемы? Как выгоднее и правильнее оформить ввозимый в Россию ширпотреб? Эти вопросы накануне обсуждали представители малого бизнеса на встрече, инициированной Братской таможней.

- Согласно «зеркальной» статистике из Китая в Россию вывозится гораздо больше товаров, чем ввозится в Россию из Китая, - обозначил тему встречи начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Братской таможни Александр Сивоченко. – Это значит, что определённое количество товаров импортируется по «серым» схемам. Правоохранительные органы рано или поздно их пресекаются. И тогда недобросовестные предприниматели несут значительные финансовые потери. Сейчас на вещевых рынках и в других торговых точках проводятся совместные рейды Братской таможни, милиции и Роспортебнадзора. Мероприятия по выводу из оборота незаконного ввезенной и несертифицированной продукции будут продолжиться.

Представители малого бизнеса в свою очередь заверили, что хотят работать по-честному. Те, чей бизнес еще не перерос рамки «челночного» для ввоза китайских товаров пользуются либо карго-перевозчиками, либо «кэмелами» – псевдо-туристами, перевозящими по 35 кг груза под видом своего багажа. По словам предпринимателей ни та, ни другая система их не устраивает. Карго не гарантирует срок доставки, и, главное, состояние, в котором может придти груз. Доставка «кэмэлами» тоже невыгодна – обходится значительно дороже легального оформления на таможне. Ни в том, ни в другом случае владелец товара не получает документы, подтверждающие законность ввоза.

Казалось бы, решение лежит на поверхности. Бизнесмены вправе обратиться в таможню еще до поездки за рубеж, внести обеспечение уплаты таможенных платежей, оформить внутренний таможенный транзит на свое транспортное средство и спокойно отправляться на закупку.

При этом все вопросы, связанные с оформлением, можно решать в родном городе, не теряя драгоценного времени на границе. Так почему же «челноки» не используют «белые» схемы? Они ссылаются на то, что китайские продавцы не хотят заключать контракты на поставку, без которых невозможно легальное оформление на таможне.

- Нужно искать пути выхода из этого «челночного» тупика, – поддержала таможенников заведующая отделом потребительского рынка и содействия малому бизнесу администрации Братска Людмила Богатырева. – В конце прошлого года начал действовать закон «О розничных рынках». В нем прописана солидарная ответственность торговцев и администрации рынка. То есть наказание в случае нарушения понесете не только вы, но и управляющая компания. К чем это приведет? Однажды проштрафившихся на рынок просто перестанут пускать.

Дискуссия продолжалась долго, но найти решение с первого раза не удалось. Таможенники и «челноки» договорилась вскоре встретиться еще раз и выработать окончательную, удобную для обеих сторон, схему сотрудничества. Получится ли? Время покажет.

Марина Андрейчикова пресс-секретарь Братской таможни