16.06.10

Таможенная инфраструктура Московского региона далека от совершенства.

Елин В.А., кандидат технических наук.

Еще совсем недавно, а именно год назад, вся Москва буквально кишела таможенными складами (ТС) и складами временного хранения (СВХ), Таможенными постами (ТП) и микро ТП, так называемыми ОТО и ТК (отдел таможенного оформления и таможенного контроля). И вот усилиями Правительства РФ, ФТС РФ и Московских властей на благо престольной всё, что можно было вынести из городской таможенной инфраструктуры, вынесено в Московскую область, а так же в дальние губернии. Что-то из таможенной инфраструктуры перераспределено на границы Российской Федерации в рамках соответствующей Концепции ФТС РФ.

Что же мы имеем сегодня в самом объемном, доходном и стабильном регионе России в плане таможенной инфраструктуры и таможенной логистики?

Немного истории в цифрах по данному вопросу. В 2000 году в зоне действия ЦТУ было зарегистрировано более 370 СВХ, 70 ТС, работало 27 Таможен и 199 Таможенных постов. На момент активного вывода СВХ и ТП из Москвы в начале 2009 года, в столице их насчитывалось около 60 ТП. Примерно в тот же период в Московской области насчитывалось 83 СВХ, более 50 ТП и около 20 ОТО и ТК. Точные данные на сегодня по ТП и ОТО и ТК не приводятся специально, дабы не раскрыть "военную тайну" уважаемого ведомства. Итак, Московский регион в целом, то есть г. Москву и Московскую область с совокупным населением около 25 млн. человек и площадью с приличную европейскую страну, по последним данным обслуживает примерно 40 ТП и 10 ОТО и ТК. Стандартная численность ординарного ТП 15-18 сотрудников таможни, ОТО и ТК от 5 до 8 сотрудников. Таким образом на страже закона и регулярности таможенных сборов в 2009 г. на территории Московского региона трудилось около 1000 (прикидочные данные) квалифицированных таможенников. Пока не берем в расчёт численность ЦТУ (Центрального таможенного управления) и ФТС РФ (Федеральная таможенная служба). По статистике, за весь 2009 в сфере деятельности ЦТУ было оформлено 915623 ГТД, из них в электронной форме - 58287 (3511 оформлено с применением международной сети "Интернет") - из отчета Консультативного Совета при ЦТУ. Прикинем, что над оформлением ГТД (грузовая таможенная декларация) работало вышеуказанное количество таможенников Московского региона, то получается, что за 249 рабочих дней в 2009 году каждый таможенник оформил аж 3.6 ГДТ в день!!! Если принять во внимание, что среднестатистический норматив по оформлению одной ГТД с небольшим списком товарных кодов из ТНВЭД составляет до 1 часа, при бумажных технологиях, и не более 30-40 минут, в случае электронного декларирования по технологии ЭД-2 через сеть Интернет, то можно увидеть колоссальные резервы в системе таможенного оформления Московского региона в следующих моментах.

Во-первых, часть персонала, не способного работать с новыми электронными технология, необходимо сократить. Очевидно, определенное облегчение для государственного бюджета и хороший стимулирующий фактор для аттестованных таможенников, освоить прогрессивные интернет технологии.

Во-вторых, для увеличения производительности труда таможенных органов было бы оправдано переместить часть таможенных органов из не обустроенных, морально устаревших Терминалов "сарайного типа", то есть в 80% случаев мест дислокации сегодня, на СВХ - в офисы, прекрасно оборудованные для квалифицированного и высокопроизводительного труда на территории современных логистических парков в Московской области. Данное утверждение основывается на сегодняшней картине размещения ТП в Московском регионе. Ситуация такова, что в рамках ЦТУ, на данный момент в сфере деятельности Ногинской таможни из 13-14 СВХ, высоким технологичным требованиям отвечают только 2 склада. В Зеленоградской таможне из 20 СВХ, отвечают требованиям только 3-4 СВХ. В Щелковской таможне из 13-15 СВХ, требованиям ФТС РФ отвечают только 2-3 СВХ. Попробуем огласить список потенциальных кандидатов для размещения ТП на территории современных, высокопроизводительных СВХ в Московском регионе, способных обработать большую часть потока внешнеторговых грузов столицы и области. Вот эти СВХ, по мнению ЦТУ и бизнес сообщества: "Карго-Транс", "Юнитранс Логистик", "КРК Рус", "ФМ Лоджистик Кастомс", "Транссервис", "Протек", "ДХЛ Интернешнл", "Смарт Лоджистик Групп" -(SLG), "ОТЛК", "Автологистика", "ТЛКТ", " Терминал Солнечный", "Лесной городок", "Крёкшино".

Перенос таможенного оформления на государственную границу РФ необходимо осуществлять не в форме строительства новых логистических парков на приграничных территориях РФ, хотя где-то строиться всё равно придется, а на основе технологического прорыва и на базе современных электронных интернет технологий. Так сегодня всё более массовый характер принимает электронное декларирование через Интернет по технологии ЭД-2, без особой привязки участника ВЭД к его постоянному местоположению офиса. Для применяемой сегодня технологии ЭД-2 участнику ВЭД необходимо лишь пару недорогих программных продуктов от компаний "Альта-Софт" и "Крипто", соответственно программы "ГТД ПРО" и "Крипто-ПРО CPS", ноутбук и собственная ЭЦП (электронная цифровая подпись) и свободный выход в интернет. Не надо забывать участнику ВЭД, что очень важно иметь привязку этой интернет технологии ЭД-2 к месту доставки внешнеторгового груза, то есть к современному СВХ. Где собственно, по указанию участника ВЭД через интернет возможна таможенная очистка как на границе, с использованием удаленного выпуска, так и собственно на СВХ, в случае доставки товаров для московских потребителей. Таким местом доставки в Московском регионе, как пример, может служить СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп". Это современный распределительный центр европейского уровня, основанный на базе складов класса "А" недалеко от МКАД, всего в 11 км по федеральной трассе М4 - "Дон". Удобный подъезд к СВХ достигается удачным местоположением складского комплекса сразу с трех трасс, кроме М-4, есть подъезд с Симферопольского и Каширского шоссе. Сам СВХ "SLG" оборудован Постами фитосанитарного и ветеринарного контроля, фармацевтическим складом и независимой фармацевтической лабораторией, банковским отделением со скоростной системой проводок таможенных платежей "Зеленый Коридор", холодильными и рефрижераторными камерами для хранения различной скоропортящейся продукции, современным досмотровым оборудованием. Рядом с СВХ, ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" своим клиентам оказывает услуги единого 3PL-оператора, таможенного представителя, ответственное хранение после таможенной очистки, и доставка грузов к дверям заказчиков.

В настоящее время на СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" модернизируется система серверного обеспечения, поддерживающая технологию электронного декларирования через открытую сеть интернет ЭД-2 из расчёта 1.0 млн. транзакций в месяц. Сейчас, согласно статистики основного игрока этой технологии компании "Альта-Софт", на одну декларацию среднего уровня приходится 40-50 транзакций. После тестирования серверная система СВХ "SLG" сможет обеспечивать оформление до 20 тыс. ЭГТД (электронная грузовая таможенная декларация) в месяц.

В заключении, хотелось бы отметить следующее: чем больше ФТС РФ и ЦТУ тянут с переносом Таможенных постов на современные, высокопроизводительные СВХ, в рамках собственной же Концепции по оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области, тем меньше остается времени для интеграции таможенной инфраструктуры Московского региона в Таможенный Союз и в мировое сообщество в преддверии вступления России в ВТО.

Пресс-служба SLG; 16.06.10