20.06.13

Без выхода на комиссию быстрее

Морские перевозки составляют значительную долю грузооборота, который увеличивается с каждым годом, говорит Пресс-служба ЮТУ. В первом квартале 2013 года в регионе деятельности Сочинской таможни 94 % всех грузов, т.е. более 338 тысяч тонн, перемещались через таможенную границу морским транспортом.

Справиться с растущим грузопотоком позволяет как развитие портовой инфраструктуры, так и совершенствование таможенных операций.

В рамках развития и подготовки г.Сочи к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году в морском порту г. Сочи проводится масштабная реконструкция.

В соответствии с программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта завершается строительство грузового района Морского порта Сочи в устье реки Мзымта.

Грузовой порт, расположенный в Имеретинской низменности, начал прием судов с 2011 года, задолго до окончания строительства и используется для обработки навалочных и инертных грузов, в том числе цемента, щебня, гравия, песка, металлопроката для обеспечения строительными материалами и генеральными грузами объектов олимпийского строительства.

Помимо грузов, предназначенных для строительства, оснащения и оборудования олимпийских объектов, Сочи принимает значительное количество грузов для удовлетворения собственных потребностей, растущих одновременно с его развитием. В таких условиях требования к совершению таможенных операций повышаются.

В целях ускорения работы таможенные органы используют технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД. Предоставление документов в электронной форме позволяет использовать компьютерные системы для автоматизации таможенных процедур и таможенного контроля.

К наиболее перспективным таможенным технологиям относят предварительное информирование. Данный инструмент предполагает, что для ускорения совершения таможенных процедур, уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица предоставляют таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о ввозимых товарах, времени и месте их прибытия или убытия, а также пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.

Данный механизм применяется в государствах – членах Таможенного союза в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза». Также данная технология закреплена статьей 42 Таможенного кодекса ТС.

На сегодняшний день подача предварительной информации при прибытии морских судов не является обязательной, в отличие от требований предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта, введенной в обязательном порядке с 17 июня 2012 года. Данное обстоятельство, в первую очередь, связано со сложностью и многокомпонентностью самих перевозимых товаров и множеством участников ВЭД, задействованных в логистике морского транспорта.

При этом преимущества использования предварительного информирования становятся все более очевидными для участников ВЭД, зарегистрированных в регионе деятельности Сочинской таможни.

За первый квартал 2013 года 100 % морских судов, прибывших на таможенную территорию Таможенного союза в Морской Порт Сочи и Порт Сочи Имеретинский, было оформлено с использованием предварительной информации.

На сегодняшний день для представления предварительной информации может быть использовано четыре канала: бумажный носитель, электронная почта, регистрация на портале ФТС России и канал, предоставляемый аккредитованными компаниями.

Из всех указанных способов наиболее удобным, а потому перспективным является предоставление предварительной информации с использованием аккредитованных порталов. Данный механизм передачи сведений учитывает специфику работы и таможенных органов и участников ВЭД, позволяет предоставить максимально необходимый объем сведений, при этом требует минимальное время на обработку результатов. Единственным недостатком является то, что подобные программные ресурсы являются платными для участников ВЭД.

Данная технология позволяет повысить безопасность при международных морских перевозках и минимизировать время выполнения таможенных процедур одновременно с повышением эффективности таможенного контроля. Ускорение совершения таможенных операций происходит за счет сокращения бумажного документооборота, при этом позволяет обеспечивать достоверность сведений о товаре, в том числе для целей взимания таможенных платежей.

Должностному лицу таможенного органа не нужно вручную вносить информацию в программу, все происходит автоматически, причём в базе данных указываются не только сведения о судозаходе, но и о перемещаемых товарах. После проверки сведений с учетом системы управления рисками принимается решение о необходимости выхода на борт судна или возможности ограничиться документальным контролем. При полном применении предварительного информирования, в случае отсутствия на борту судна товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, таможенное оформление происходит документально - без выхода на комиссию.

VCH.RU