10.08.05

Без формализма и волокиты

Только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать, а, главное, получать для себя надежные правовые гарантии и защиту государства. Тема обеспечения конституционных гражданских прав и свобод со стороны федеральных органов исполнительной власти нашла свое отражение в посланиях Президента Федеральному собранию как в прошлом, 2004 году, так и в нынешнем.

Каким же именно конкретным содержанием наполнены эти слова, например, для российских таможенных органов? Одним из направлений, которое как раз и придает им конкретику и реальное воплощение в повседневную жизнь, в частности, является совершенствование работы с жалобами граждан и организаций. Сегодня в этих вопросах должны быть напрочь исключены формальный подход и любая волокита.

Основными задачами Федеральной таможенной службы в сфере правоприменительной деятельности названы следующие: во-первых, это - повышение уровня защиты конституционных прав граждан; во-вторых, усиление контроля за соблюдением законности в таможенном деле; и, в-третьих, повышение личной ответственности руководителей таможенных органов за принимаемые решения, за действия или же, наоборот, бездействие своих подчиненных, которое приводит к конфликтной ситуации и вызывает претензии к работе таможенников.

В Уральском таможенном управлении уже не первый год принимаются абсолютно конкретные и безусловно действенные меры в плане улучшения организации работы с обращениями, жалобами граждан и организаций ,- говорит Наталья Хлутчина, начальник отделения по рассмотрению жалоб, который входит в состав правовой службы Управления. Наталье Михайловне, как никому другому, известно все, что делается в этом направлении. Именно на ней и ее отделении лежит основная масса практической работы и контроль за соблюдением законности должностными лицами всех таможенных органов региона при разборе жалоб и принятии по ним объективных решений в рамках правового поля. Даже само создание такого подразделения явилось результатом оргштатных мероприятий, проводившихся таможенной службой в целях совершенствования работы с населением. В прошлом году, согласно распоряжению ФТС России, приказом Уральского таможенного управления длинно и расплывчато называвшееся отделение контроля за соблюдением законности решений, действий или бездействия в сфере таможенного дела переименовано в отделение рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела. Таким образом, был ясно очерчен круг деятельности и конкретизированы задачи, стоящие перед ним, разработана и утверждена новая инструкция о порядке и рассмотрении в Уральском таможенном управлении жалоб. Кроме того, в УТУ издано распоряжение, которое запрещает практику рассмотрения жалоб самими таможенными подразделениями. Теперь право принимать решения делегировано исключительно правовым структурам таможен или отделению рассмотрения жалоб Управления. Допустим, если у вас возникли претензии к работе инспектора отдела таможенного оформления и вы оформили их в письменном виде, проще говоря, написали жалобу, то разбираться с ней будет уже не начальник этого отдела, как было раньше, а соответствующие правовые структуры в таможне или самом Управлении.

Так, за первое полугодие 2005 года в отделение рассмотрения жалоб УТУ их поступило 16, большая часть рассмотрена и решения приняты. В результате, практически каждая пятая жалоба была удовлетворена в пользу заявителей. Например, положительное решение принято по жалобе гражданина К-на на действия Верх-Исетского таможенного поста Екатеринбургской таможни. Как выяснилось, инспектором таможенного поста при таможенном оформлении товара блока двигателя к легковой иномарке - был неверно классифицирован код товарной номенклатуры и рассчитанная ставка таможенной пошлины вместо пяти процентов составила двадцать, что повлекло начисление таможенных платежей в большем размере. После рассмотрения дела требования заявителя были удовлетворены, а в отношении должностных лиц проведена служебная проверка. В итоге трое виновных (два таможенных инспектора, проводивших таможенное оформление, и начальник отдела за ненадлежащий контроль за работой своих подчиненных) привлечены к дисциплинарной ответственности, а начальник поста депремирован.

А вот за волокиту, приведшую к нарушению сроков таможенного оформления и возникновению конфликтной ситуации, на таможенном посту Бугристое Челябинской таможни было наказано сразу пять человек. Пожаловалась на работу инспекторов этого поста гражданка К-ва, переезжавшая из Казахстана на постоянное место жительства в Россию. При рассмотрении этой жалобы, было установлено, что должностными лицами таможенного поста ей не были разъяснены положения таможенного законодательства, в результате чего она не имела возможности подтвердить свой статус лица, переселяющегося на постоянное место жительства и воспользоваться льготой по уплате таможенных платежей.

Однако, не все заявители правы, да и жалобы не всегда обоснованы. И если они идут вразрез с законодательством, то рассчитывать на положительное решение не может никто - ни граждане, ни организации. Так, несмотря на то, что в 2005 году самый большой удельный вес по количеству поданных жалоб, принадлежит ОАО Тюменской нефтяной компании за отказ Тюменской и Ханты-Мансийской таможен в предоставлении права на применение упрощенного порядка декларирования нефтепродуктов, действия представителей таможенных органов были признаны правильными. Дело в том, что согласно постановлению Правительства новые ставки вывозных пошлин на нефть особым порядком устанавливаются и изменяются каждый месяц, поэтому разрешение компании применять упрощенный порядок декларирования повлиял бы на полноту уплаты таможенных платежей и привел к недополучению федеральным бюджетом средств от реализации экспортно-импортных операций коммерческими организациями и нарушению действующего законодательства. Такого, таможенные органы, ответственные, прежде всего, за соблюдение интересов государства в области внешнеэкономической деятельности, разумеется, позволить не могут и, следовательно, действия обеих таможен были признаны правомерными.

Если сгруппировать поступающие жалобы по категориям, то выяснится, что наибольшее количество претензий предъявляется к действиям должностных лиц при таможенном оформлении товаров и транспортных средств; затем на определение таможенной стоимости и возбуждение дел об административных правонарушениях таможенного законодательства; и, наконец, меньше всего жалоб - на начисление таможенных платежей, предоставление льгот физическим лицам, а также на факты бездействия таможенных органов при направлении ответов на заявления граждан или организаций. Тем не менее, при рассмотрении конфликтных ситуаций, выявляются факты ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей и примеры волокиты.

Поэтому в целях совершенствования работы с обращениями граждан и организаций усилен спрос не только с рядовых таможенников, но и с руководителей всех уровней. Только с начала года в таможнях и Управлении проведено четыре служебных проверки, по результатам которых 8 человек привлечены к дисциплинарной ответственности, шестеро - лишены премии.

Еще одна из мер совершенствования стиля и методов работы с обращениями граждан - серьезная аналитическая работа. анализ поступающих жалоб и наиболее типичные причины Это и ежеквартальный, по которым они возникают. для них, и анализ судебной практики в отношении должностных лиц таможенных органов региона. Выводы, заключения и рекомендации по решению наиболее важных проблем, поднимаемых в жалобах, и минимизации возникновения любых таможенных конфликтов, в обязательном порядке доводятся до всех таможен региона.

Но и это еще не все. Специалисты отделения по рассмотрению жалоб Уральского таможенного управления с 2004 года практикуют личные выезды в те таможни, на работу которых были получены жалобы, зачастую и решения принимаются там же, на местах, и даже непосредственно после личных встреч с теми, кто остался недоволен действиями таможенников. Неоднократно на оперативных совещаниях начальник УТУ Геннадий Николаевич Дроздецкий в весьма категоричной форме указывал своим подчиненным, что работа с населением и участниками внешнеэкономической деятельности не терпит формализма и волокиты, и спрос за это будет очень строгим.

Подобная практика выездов на места, неважно насколько они удалены от регионального центра, будь то Тюмень или Ханты-Мансийск, существует только в Уральском таможенном управлении! с энтузиазмом заявляет начальник отделения по рассмотрению жалоб УТУ Наталья Хлутчина. Более того, в апреле этого года на Всероссийском совещании начальников правовых подразделений таможенных управлений ФТС России, который состоялся в Санкт-Петербурге, на базе Северо-Западного таможенного управления, я выступила с докладом о практике Управления рассмотрения жалоб с выездом на места. На наш взгляд это наиболее действенный метод, направленный на улучшении работы таможенников в регионе. Подобный контроль со стороны Управления не только значительной дисциплинирует их, но и заставляет с высокой степенью ответственности относится к жалобам и заявлениям со стороны общественности. А, кроме того, принимать решения взвешенные, справедливые и, главное, незамедлительно! Наш опыт получил не просто одобрение руководства Правового управления Федеральной таможенной службы, но и совершенно официальное распространение: приказом ФТС России за номером 560 от 19 мая этого года начальникам региональных таможенных управлений предписано ввести в практику работы рассмотрение жалоб в сфере таможенного дела по наиболее важным и сложным вопросам, а также жалоб на повторяющиеся нарушения с выездом в таможенные органы, решения, действия или бездействие которых обжалуются .

Вот таким образом наш уральский опыт стал буквально народным достоянием для всех российских таможенников. А пока суть да дело, специалисты и начальник отделения по рассмотрению жалоб Уральского таможенного управления в этом году уже четырежды выезжали в таможни по заявлениям физических лиц. По результатам рассмотрения, из трех жалоб удовлетворены две. Решения приняты в пользу заявителей.

Татьяна Цветова,
Пресс-служба Уральского таможенного управления 10.08.05