25.10.05

Автопрому не до ВТО

Российскому автопрому присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) не сулит никаких неожиданностей. По истечении переходного периода снизятся пошлины на новые иномарки - с нынешних 25% до 15% от цены автомобиля. Остальные же негативные для отрасли процессы реализуются уже сегодня.

Россия в ходе переговоров о вступлении в ВТО взяла на себя обязательства снизить ставку на ввоз новых автомобилей с нынешних 25% до 20% через 5 лет и до 15% через 7 лет после вступления страны в члены этой организации. "Пошлины на автомобили - это одна из главных тем, обсуждавшихся на переговорах по вступлению России в ВТО, - говорит Игорь Данилов, директор проектов консалтинговой компании ПАКК. - При этом позиция нашей страны в общем правильная и сбалансированная. Это сохранение высоких пошлин на автокомплектующие и постепенное снижение ставок на импорт готовых автомобилей". Хочется верить, что в правительстве понимают те риски и преимущества, которые российская автоиндустрия получит от членства страны в ВТО. С одной стороны, это неминуемая интеграция российских автозаводов в мировую автоиндустрию. С другой - усиление конкуренции со стороны иностранных концернов, противостоять которым нелегко уже сегодня.

Однако снижение пошлин на иномарки обернется для российских покупателей лишь незначительным удешевлением импортных автомобилей. "Вступление России в ВТО повлияет на состояние дел в российской автоиндустрии не сразу, скорее, в перспективе, - считает Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний "Рольф". - И случится это не скоро, по истечении переходного периода (если Россия вступит в ВТО в следующем году, то не ранее 2013 года), когда снизятся таможенные пошлины на иномарки". А до этого времени ситуация на автомобильном рынке будет идти своим чередом.

Растущую конкуренцию со стороны иностранных производителей автомобилей российские автозаводы ощущают уже сегодня. Улучшение технического уровня, безопасности, экологических свойств российских машин неизбежно ведет к применению более дорогих материалов, комплектующих, технологий. Кроме этого, доля ручного труда в современном производстве постоянно снижается. Поэтому недорогая рабочая сила, наш традиционный козырь, будет играть все меньшую роль в ценообразовании на автомобили. "Дешевая электроэнергия, земля, ресурсы и сырье - все это уходит в прошлое. Следствием всего этого конечно же будет рост цен на новые отечественные модели", - считает Валерий Тараканов. По мере дальнейшей либерализации таможенно-тарифной политики это положение будет лишь усугубляться.

До снижения пошлин на иномарки еще далеко, перед российскими автозаводами маячит более ощутимая угроза. Из-за ужесточения экологических требований им придется забыть о дешевых машинах. После введения стандарта "Евро-3" в 2008 году их производство будет просто невозможно. "АвтоВАЗ" - единственный из автопроизводителей, кто готовит смену заднеприводной "классике", составляющей до 30% объема выпуска предприятия. Однако новые модели уже не будут такими дешевыми, во всяком случае, никак не дешевле сегодняшней "Калины". Да и требования потребителей растут, одной только ценой уже не завоевать рынок. По мнению экспертов, независимо от того, вступит наша страна в ряды ВТО или нет, российский автопром в том составе, в котором он существует сегодня, не выживет. Сохранится лишь наиболее конкурентоспособная его часть. Большинство же отечественных автомобильных брендов всего через несколько лет станут достоянием истории.

Финансовые известия 25.10.05