26.07.06

Анализ рынка транспортно-экспедиционных услуг

Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства опубликовал анализ рынка транспортно-экспедиционных услуг.

Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективную доставку и, как следствие, равномерное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой понимаются сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование.

Сюда входят и такие операции, как расчетные операции, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузочно-разгрузочные работы.

В качестве источников информации были использованы и проанализированы данные, полученные от территориальных управлений, а также из Госкомстата. В соответствии с поставленными целями были выявлены наиболее актуальные проблемы данного рынка, определены барьеры, препятствующие наиболее полному использованию резервных мощностей и выработан ряд предложений, направленных на создание наиболее благоприятной среды функционирования компаний-экспедиторов.

Потребности широких кругов потребителей транспортно-экспедиционных услуг удовлетворяются за счет большого количества компаний-экспедиторов и широты предоставляемых этими компаниями услуг, как основных, так и дополнительных. Можно отметить высокую степень удовлетворения различных запросов потребителей на данном рынке. По данным Госкомстата на рынке транспортно-экспедиторских услуг действует порядка 48 хозяйствующих субъектов.

Субъекты исследуемого товарного рынка имеют в основном негосударственные формы собственности. Учредителями данных хозяйствующих субъектов в своем большинстве являются физические, юридические лица - резиденты и нерезиденты. Присутствуют и хозяйствующие субъекты, имеющие государственную форму собственности, например, Государственное унитарное специальное предприятие "O'zmaxsustrans-FVV", учредителем которого выступает Министерство по чрезвычайным ситуациям РУз, государственное унитарное предприятие "O'zbektemiryo'lekspeditsia".

Состав потребителей транспортно - экспедиционных услуг можно разделить на несколько групп: производственные предприятия (нефтеперерабатывающие заводы, щебеночные карьеры, химические комбинаты и т.д.), перевозящие продукцию собственного производства посредством компаний-экспедиторов; остальные организации, нуждающиеся в предоставлении данного рода услуг внутренними, транзитными и импортно-экспортными перевозками.

В работе с потребителями транспортно- экспедиторских услуг компании экспедиторы также сталкиваются с рядом проблем, в числе которых несвоевременность оплаты услуг по договорам; неоперативность предоставления необходимой отгрузочной информации; нестабильность грузопотоков; низкая платежеспособность потребителей (особенно местных потребителей); неточность при заполнении накладных СМГС при отправлении; изменение заявок на перевозку грузов в процессе исполнения договоров; задержка в оплате согласованных объемов перевозок; несоблюдение норм оборота подвижного состава собственности компаний-экспедиторов; желание работать в кредит (частичная предоплата).

Географические границы рынка транспортно - экспедиционных услуг определяются территорией, охваченной сетью транспортных путей сообщения Республики Узбекистан.

В ходе своей деятельности компании руководствуются рядом правил по ввозу, вывозу и перевозки грузов, основные из которых определены "правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Государственно-акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир й ллари", правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников СНГ, общими правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа, правилами перевозок грузов в сопровождении проводников отправителя или получателя" и т.д.

Так, сами экспедиторы ни на одном этапе своей работы с грузовладельцем не становятся грузовладельцами, т. е. не приобретают полномочий распоряжаться грузом и, следовательно, не несут ответственности за соблюдение в отношении груза таможенных норм и правил. Данные полномочия, включая обязанность представить достоверные сведения о грузе, разрешительную документацию на него, ответственность за не соблюдение административных ограничений по ввозу/вывозу лежат на потребителе экспедиторских услуг - грузовладельце.

Объем рынка

В 2003 году объем оказанных транспортно-экспедиторских услуг составил $13331,2 тыс., в 2004 году этот показатель составил $13815,6 тыс., а в 2005 году было оказано услуг на сумму $13407 тыс. За этот период железнодорожным транспортом было перевезено грузов на сумму $116640,9 тыс., $110841,8 тыс. и $107716,9 тыс. соответственно. Также осуществлено грузовых воздушных перевозок на сумму $11506,1 тыс., $11951,2 тыс. и $15167,5 тыс. соответственно. Крупнейшей компанией по международным грузоперевозкам является ГАК "Узвнештранс", в 2005 году ею было осуществлено грузоперевозок общим объемом в 1419,6 тыс. т., также ГАК "Урта Осие Транс" является крупным участником данного рынка, в 2005 году объем осуществленных перевозок составил 319,2 тыс. т. По экспедиторским услугам компанией "Узагротранс" и СП "МисТака" в 2005 году осуществлены услуги на сумму 270 млн. сумов и 250534,7 тыс. сумов соответственно.

Проблемы возникающие на рынке транспортно-экспедиторских услуг

Рассматривая вопрос о возможности выхода на рынок транспортно - экспедиторских услуг новых хозяйствующих субъектов можно отметить барьеры входа на рынок.

Несовершенство законодательной базы. О необходимости совершенствования законодательства в сфере МАП свидетельствуют следующие факты: отсутствие закона о международных автомобильных перевозках в Республике Узбекистан; отсутствие Положения о разрешительной системе при осуществлении международных автомобильных перевозок (в Узбекистан могут въехать без разрешений автопоезда иностранных перевозчиков, оплатив $400, поэтому не со всеми странами соблюдается паритет при осуществлении международных автоперевозок. Если Узбекистан имеет около 900 современных автопоездов для поездок в дальнее зарубежье, а иранцы 185 тыс., Турция около 60 тыс., то понятно, почему наш рынок захвачен в основном иранскими и турецкими перевозчиками); отсутствие соглашения на осуществление по разрешительной системе международных автомобильных перевозок с целым рядом стран Таджикистаном, Индией, Сербией, Черногорией, Китаем, Словенией, Македонией, Францией, Эстонией. С Казахстаном имеется соглашение только о транзитных перевозках пассажиров, грузов и багажа. Требуется пересмотреть в сторону взаимного уменьшения платежей соглашение о международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении с Туркменистаном; не подписано Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств-участников СНГ. Не ратифицировано соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильном дорогам государств- участников СНГ.

В Узбекистане имеется пока только один документ, отчасти регламентирующий деятельность иностранных автоперевозчиков, постановление КМ РУз от 11 января 1995 года "О порядке въезда, пребывания, транзита и выезда иностранных автоперевозчиков с территории Республики Узбекистан". Данный документ устанавливает безразрешительную систему осуществления международных перевозок на территорию Узбекистана.

Административные и экономические барьеры - отсутствие достаточного опыта работы с железнодорожным транспортом; недостаточные знания особенностей и специфики деятельности рынка; неотработанность технологического процесса работы нового субъекта.

Получается, что рынок автотранспортных услуг в Республике Узбекистан менее защищен по сравнению с теми государствами, куда совершают рейсы узбекские автоперевозчики. Поэтому грузы, которые потенциально могут транспортироваться узбекскими автоперевозчиками, перевозятся иностранными перевозчиками. Недостаточен контроль за соблюдением иностранными автоперевозчиками установленных международными соглашениями и национальными нормативными документами режимов труда и отдыха, весогабаритных ограничений. Это не только дает конкурентные преимущества иностранным автоперевозчикам, но и ухудшает безопасность движения, отрицательно воздействует на сохранность автомобильных дорог.

Немаловажной проблемой для компании-экспедитора становится и то, что в силу того, что состояние вагонного парка Государственно-акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари", можно оценить как достаточное для осуществления деятельности экспедитора (по объему), но недостаточно хорошее по качественным техническим характеристикам, то некоторые компании-экспедиторы вынуждены приобретать в собственность подвижной состав для обеспечения вывоза экспедируемых грузов, что не является абсолютно выгодным с точки зрения экономической, поскольку срок окупаемости таких капитальных вложений по проведенным расчетам в существующем сегодня нормативном поле составляет в среднем от 4-х до 9 лет при стоимости финансовых ресурсов 12% годовых.

Проблемы, связанные с налогообложением. Часть международных автомобильных перевозок, совершаемых узбекскими автоперевозчиками, облагается налогом на добавленную стоимость в размере 20%. Это вынуждает национальных автоперевозчиков увеличивать тарифы за свои услуги. Поскольку иностранные автоперевозчики в большинстве случаев освобождаются от данного налога, конкурентоспособность узбекских перевозчиков снижается.

Проблема обновления парка автопоездов для международных автомобильных перевозок. На них установлены импортная пошлина 30%, НДС 20%. Кроме того, при постановке на учет взимается налог в размере 20%. Таким образом, цена автопоездов для международных автомобильных перевозок, составляющая $110-130 тыс., после растаможивания и уплаты всех пошлин и сборов вырастает еще на 60-70%. Все действующие автопоезда в Узбекистане имеют двигатель "Евро-1", тогда как в Европе уже с октября 2001 года принят стандарт "Евро-3". АТС с низкими экологическими качествами имеют определенные ограничения по допуску на европейский рынок.

Проблема безопасности перевозок и несанкционированных платежей, которые иногда взимаются сотрудниками различных контролирующих служб на территории соседних стран. Кроме того, необоснованно затягивается время проведения всякого рода проверок как на пограничных пропускных пунктах, так и на многочисленных контрольных пунктах различных служб внутри Казахстана. С некоторыми из вышеописанных проблем узбекские перевозчики встречаются и в других странах ЦАР.

В соответствии с выделяемыми типами рынков рынок транспортно- экспедиционных услуг можно отнести по своей форме к среднеконцентрированным рынкам. Конкуренцию на рынке транспортно-экспедиторских услуг РУз можно оценить как острую. Основные преимущества ведущих транспортных компаний: наличие собственных основных средств (автопарк, подвижной состав, склады, терминалы); кредитование клиента; хорошее слежение за продвижением грузов: развитая агентская сеть; профессиональный штат сотрудников; возможность осуществления интермодальных перевозок, "от двери до двери" точно в срок; выдача документов ФИАТА.

Следует отметить, что до 2002-2003 годах конкуренция была слабо развита. Сейчас начинает развиваться здоровая конкуренция, построенная на предложении дополнительных услуг клиенту, индивидуальном подходе, высоком качестве обслуживания, скорости и других факторах.

Необходимо отметить и тот факт, что конкуренцию на рынке транспортно-экспедиционных услуг между компаниями-экспедиторами можно условно разделить на 2 категории: экспедитор с собственным рефрижераторным подвижным составом и экспедитор, не имеющий такового.

Можно говорить о том, что экспедитор с собственным рефрижераторным подвижным составом не является конкурентом для экспедитора угля, который в рефрижераторах не перевозится и т. п. Основная же конкуренция идет на уровне "завоевания" фирмы-клиента - покупателя продукции.

Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных компаний очевидны и главные из них заключаются в том, что достигается двоякая цель: увеличение объема продаж и обеспечение более высокого уровня обслуживания потребителя (определяемого, главным образом с точки зрения "доступности продукции"); система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителей, может обеспечить сокращение "цикла обслуживания потребителя" (времени между подачей заявки и доставкой продукции) и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании-потребителю серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка; разработка более эффективных методов "физического распределения" дает существенную экономию издержек (эту экономию можно распространить и на потребителя в форме скидок с оплаты за доставку продукции и др.); внедрение эффективной системы доставки грузов обеспечивает потребителю возможность более успешно и прибыльно конкурировать как на региональных, так и на отдаленных рынках.

По результатам проведенного анализа Госкомдемонополизации предложил следующее:

1. Изучить обоснованность тарифов на лицензии выдаваемые Агентством "Узавтодаретранс", необходимо отработать четкую систему правил лицензирования транспортно - экспедиционной деятельности с целью недопущения проникновения на рынок компаний - "однодневок", соблюдающих исключительно личные интересы.
2. К процессу законотворчества необходимо привлекать ведущих специалистов крупнейших транспортно - экспедиционных компаний с их непосредственным участием в разработке и принятии нормативных и правовых законодательных актов.
3. В связи с наличием большого количества требований (часто специфических) к иностранным автоперевозчикам, осуществляющим международные перевозки, необходима регламентация государственного контроля за соблюдением этих требований.
4. Для решения проблемы обновления парка автопоездов для международных автомобильных перевозок автопоездами стандартов "Евро-3" и "Евро-4", целесообразно изучить вопрос о беспошлинном ввозе современных автопоездов для международных автомобильных перевозок. Это позволило бы национальным перевозчикам беспрепятственно осуществлять перевозки в страны Европы, что, в свою очередь, увеличит экспорт услуг и приток иностранной валюты в Узбекистан.
5. Необходимым является аттестация и сертификация работников в сфере транспортно-экспедиционной деятельности с целью повышение уровня их образования и, как следствие, повышение уровня обслуживания путем создания специализированных обучающих центров.
6. Необходимо создание модели четких финансово-кредитных отношений для обеспечения непрерывности транспортного процесса.

UzReport; 26/07/06