09.08.21

Алтайский коридор

В ОАО «РЖД» обсуждают строительство новой железнодорожной линии в КНР

В ОАО «РЖД» рассмотрят три варианта маршрута для строительства новой железнодорожной линии в Китай через Республику Алтай. Как сообщил на брифинге заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, два предложенных проектировщиками маршрута предусматривают выход в КНР со станций Западно-Сибирской дороги, ещё один – с Красноярской. По предварительным оценкам, по новой железнодорожной линии в Китай сможет проходить порядка 30 млн тонн грузов в год.

По словам Алексея Шило, Росжелдорпроект разработал три маршрута, которые можно теоретически вывести в Китай. Самый короткий из них – от станции Бийск Западно-Сибирской железной дороги до китайской станции Авейтань протяжённостью около 1000 км. Другой вариант – провести линию от станции Таштагол, также Западно-Сибирской магистрали, до станции Авейтань (примерно 1081 км). Третий маршрут, предложенный проектировщиками, проходит чуть восточнее, со станции Абаза Красноярской железной дороги и также на Авейтань. По словам Алексея Шило, в этом случае протяжённость линии составит 1276 км.

«Сейчас оценивать стоимость стройки – неблагодарное занятие, потому что многое зависит от стоимости материалов, которые мы потребляем. Нужно будет оценивать проект комплексно с участием китайских партнёров», – заявил на брифинге Алексей Шило.

По территории Республики Алтай проходит 850-километровая граница России с Китаем, Монголией и Казахстаном. Протяжённость российско-китайской границы в регионе составляет 55 км, она находится в труднодоступной горной местности (высота от 2,5 до 3 тыс. м). Этот участок не оборудован пунктами пропуска, и никакой хозяйственной деятельности там не ведётся. Впервые о возможном строительстве здесь пункта пропуска в ОАО «РЖД» сообщили в апреле, отметив, что это был бы выход в Китай на самом коротком расстоянии.

Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает, что строительство пограничного перехода на границе Республики Алтай и КНР позволит создать более короткий коридор в КНР для грузоотправителей из центральной части Сибири, разгрузит Транссибирскую магистраль и переориентирует часть транзитного груза, следующего через пограничные переходы Казахстана, в частности Достык и Алтынколь. «Для экспортёров из центральной части России отправки по новому маршруту будут экономически выгодными за счёт сокращения транспортного плеча при доставке грузов в Поднебесную. Вследствие этого улучшатся товарообмен и транспортное взаимодействие с северо-западной и северной частью Китая», – пояснил он «Гудку».

Участники рынка подтвердили «Гудку» свой интерес к новой линии через Республику Алтай в КНР. Как заметил советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев, Китай является одним из главных направлений экспорта и имеет большой потенциал для увеличения объёмов перевозки, поэтому открытие нового пограничного перехода позитивно отразится на развитии российской логистики и поможет повысить погрузку на сети железных дорог. «Дополнительный переход создаст новые возможности для развития экспортной деятельности российских компаний-экспортёров в первую очередь из приграничных регионов. Это скорее работа на перспективу, поскольку в настоящее время в условиях пандемии у экспортёров возникают сложности с поставками грузов в Китай», – прокомментировал «Гудку» генеральный директор Международного агентства продвижения экспорта (IEXPA) Юрий Шурыгин.

На брифинге Алексей Шило также отметил, что ОАО «РЖД» важно загрузить уже существующие пункты пропуска с Китаем, доведя параметры передачи поездов до нормативных значений.

Гудок