28.04.21

$ теряет, € находит

Финансовый аналитик Валерий Емельянов — о снижении доли американской валюты в торговых расчетах РФ с другими странами.

В российских расчетно-экспортных операциях доллар постепенно теряет позиции: валюта США заняла менее половины всего объема при традиционных 60%. Но в пользу рубля это не сыграло: его доля тоже сократилась, хотя и не так значительно, оставшись ниже 15%. Реальным бенефициаром российской политики дедолларизации стал евро. Сейчас он уверенно занимает более трети всего экспортного рынка, и есть основания полагать, что достигнет доли в 40% в ближайшие год-два.

Почему доллар сдает позиции в России — вполне очевидно. Государство выводит валюту США из ключевых областей использования. Дедолларизация идет двумя путями. Во-первых, Россия старается переводить ближайших торговых партнеров на альтернативные валюты. Во-вторых, реализует аккумулированные запасы американской денежной единицы и американских долговых бумаг, разбавляя их малыми резервными валютами (юанем, иеной, фунтом стерлингов, долларами Австралии и Канады), а также золотом.

В части торговли успехи есть, но довольно умеренные. Рублю удалось безраздельно закрепиться на пространстве ЕАЭС, где расчеты между странами более чем на 80% совершаются в российской валюте. Это вполне логично, учитывая, что доля РФ во всей экономике бывшего Таможенного союза составляет как раз 80%. Но это также значит, что дальнейшего замещения доллара в торговле со странами ближнего зарубежья больше не будет: кто мог, уже перешел на сделки с контрагентами в местных валютах.

Остальные торговые партнеры России ведут себя весьма консервативно, предпочитая либо традиционный доллар, либо евро. В отношениях с Китаем это особенно показательно: обе страны на словах стремятся развивать расчеты в обход доллара, но фактически им приходится использовать евро, что вызвано многими причинами. Например, торговля России и Китая не сбалансирована (сырье в обмен на промышленные товары), наши компании-экспортеры не заинтересованы в юанях, а их компании-экспортеры — в рублях. Ликвидного рынка для конвертации одной валюты в другую в обход доллара за много лет так и не сложилось, поэтому инициатива на нижних уровнях довольно вялая.

Надежды на Китай не совсем оправдались и по другим весомым причинам. Российская валюта, хотя и очень волатильна, но имеет обоснованный рыночный курс против доллара. Она понятна для зарубежных и отечественных инвесторов, и они готовы в нее вкладываться с поправкой на риск девальвации или укрепления. Доля рубля на мировом рынке примерно соответствует месту российского ВВП в мире: в конце первой десятки. Условно говоря, это крепкий середнячок со статусом регионального лидера.

С юанем все иначе: он не является свободно конвертируемым, Народный банк Китая держит его курс к доллару в узком коридоре и, если потребуется, может, резко скорректировать, например для поддержания экспорта и роста ВВП. По этой причине не только российские, но западные компании, работающие с Китаем, недолюбливают юань как инструмент расчетов. Доля китайской валюты в мировом товарообороте составляет всего 4,3%. И это при том, что по суммарному объему экспорта и импорта КНР опережает США, а доля Китая в мировом ВВП составляет почти 20%.

При текущих темпах дедолларизации российской внешней торговли полного ухода от расчетов в американской валюте не произойдет никогда. Основным и почти непреодолимым препятствием станет импорт, поскольку зарубежные компании однозначно не будут переходить на рубли, а российским импортерам неудобно и дорого закупать для ввоза товаров какую-либо иную валюту, кроме долларов и евро. На Московской бирже, помимо основных пар, торгуются юани, иены, фунты, лиры, тенге. Но объемы сделок там таковы, что для закупки товаров этого явно не хватает.

Возникает замкнутый круг: экзотичной валюты на рынке мало, потому что на нее нет спроса со стороны торговых представителей. А те, в свою очередь, не стремятся ее закупать, поскольку для них предложение слишком мало. И это не чисто российский феномен. Точно такие же проблемы есть у всех крупных стран, имеющих амбиции по распространению собственной валюты в других частях мира.

Выводы из вышесказанного таковы: доллар и евро не исчезнут из внешних расчетов. Выражаясь языком бизнеса, у этих двух валют самая широкая клиентская база, и иметь с ней дело попросту выгодно. Но это не значит, что наша страна автоматически становится уязвима для внешних санкций. Расчеты с заинтересованными компаниями можно проводить множеством разных способов, а не только от банка к банку через SWIFT. В этом случае доллар и евро будут служить эквивалентом для определения цены, как когда-то в далеком прошлом все сделки мерили в золоте и серебре.

Известия