28.03.06

Умный контейнер сам за собой следит

Еврокомиссия утвердила глобальный план защиты внешних границ ЕС. Для его реализации выделяется 1 млрд. евро. Немалые суммы планируют выделить странам Балтии. Евросоюз намерен к 2007 году разработать новую интегральную систему контроля своих рубежей. Она охватывает шесть тысяч километров сухопутных и 85 тысяч - морских границ.

Особое внимание уделено таможенной проверке морских контейнеров - они "главные участники" внешней торговли государств ЕС. На планете насчитывается 250 миллионов контейнеров, которые перевозятся почти всеми видами транспорта. Наиболее дешевая - водная транспортировка. Одно специализированное судно вмещает до шести тысяч контейнеров.

Но только два процента из них, как свидетельствует статистика, досматриваются таможенниками. Вот почему проблема безопасности контейнерных перевозок становится все более острой.

По данным экспертов в области безопасности, за последние годы возросло число случаев использования контейнеров международными террористами и различными преступными кланами для переброски оружия, наркотиков и даже нелегальных эмигрантов. План по защите рубежей Евросоюза предусматривает повсеместную реализацию высокотехнологичной программы "Умный контейнер". Специальная рабочая группа приступила к созданию международной системы отслеживания контейнеров с помощью миниатюрных компьютеров, передающих устройств и спутников. Путешествующий в контейнере компьютер держит постоянную связь с центром наблюдения и мониторинга, сообщает о своем передвижении, посылает информацию о сохранности груза или попытках взлома своего "подопечного".

В создании "умных" контейнеров участвуют европейские корпорации Tales, Siemens и EADS. Опытный образец изделия совершил первое путешествие из Великобритании в Германию и Польшу. К приему "умных" контейнеров уже приступили прибалтийские железнодорожники и портовики.

Идея превращения грузового контейнера из простого металлического ящика в "умное" изделие уже лет десять осуществляется при перевозке некоторых опасных грузов. Большинство контейнеров загружается не в портах, а весьма далеко от них, на заводах, которые производят транспортируемую продукцию. С одной стороны, это хорошо: крупная компания сама принимает меры предосторожности и следит за тем, чтобы в контейнеры не попало ничего недозволенного". Однако проблемы обычно возникают, когда контейнер отправляется в путь - на грузовике или на поезде - или когда он до отправки в порт простаивает на железнодорожной станции.

"Умный" контейнер "знает", где находится и в каком он состоянии. А чтобы удостовериться, что с ним все в порядке, и не прибегать к тотальной проверке, необходимо выработать систему постоянного отслеживания контейнеров. Датчики спутниковой навигации давно устанавливают на автомашины, крепятся к посылкам, а радиочастотные идентификационные маркеры используют даже в легкой промышленности. Поэтому проблема кроется не в технологии, а в координации действий различных транспортных ведомств.

"Гудок":