19.11.07

9 лет конструктивного диалога

18 ноября 2007 года исполняется 9 лет со дня создания Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Южном таможенном управлении, на котором представители таможенных органов и бизнес-сообщества юга России обсуждают наиболее злободневные вопросы. Не стало исключением и нынешнее заседание, состоявшееся 15 ноября. В работе Совета, по уже сложившейся традиции, приняли участие руководители ЮТУ, начальники структурных подразделений управления, а также руководители крупнейших предприятий-участников ВЭД Юга России. Присутствующие обсудили проблемы и перспективы развития информационного обмена таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, взаимодействие таможенников с перевозчиками и транспортно-логистическими центрами, а также остановились на вопросах, связанных с организацией работы по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов региона и их должностных лиц.

Открывая заседание, заместитель председателя Консультативного совета – и.о. начальника ЮТУ Сергей Пашко представил нового члена Совета – Андрея Попова (начальник Ростовской таможни) и заверил собравшихся, что работа Консультативного совета и в дальнейшем будет продолжаться в направлении конструктивного диалога представителей таможенной службы и деловых кругов в целях укрепления партнерских отношений и создания более благоприятных условий для внешней торговли в Южном федеральном округе.

Затем слово было предоставлено начальнику информационно-технической службы Южного таможенного управления Дмитрию Кузьмину, который в своем докладе рассказал о новациях в сфере таможенных информационных технологий. Докладчик обратил внимание на то, что наиболее перспективными направлениями с точки зрения информационного взаимодействия с участниками ВЭД являются электронное декларирование и предварительное информирование. Главное преимущество этих систем в том, что они позволяют значительно упростить и ускорить таможенное оформление.

Использование электронной формы декларирования товаров в регионе деятельности ЮТУ было начато 10 декабря 2004 года на Ростовском таможенном посту Ростовской таможни. С этого момента значительно увеличилось количество оформленных ГТД, а также номенклатура декларируемых товаров и перечень организаций, использующих электронное декларирование. Кроме того, мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как участниками ВЭД, так и сотрудниками таможенных органов.

Справка: В настоящее время в ЮТУ электронная форма декларирования товаров применяется в девяти таможнях на 19 таможенных постах.

Д. Кузьмин также сообщил, что в ближайшее время в регионе деятельности ЮТУ планируется внедрение принципиально новой схемы электронного декларирования с использованием Интернета, призванной сделать взаимодействие таможенных органов и бизнес-сообщества более совершенным. Экспериментальный ее запуск планируется провести на базе Ростовской таможни.

Кроме этого, докладчик подробно остановился на проблемах внедрения предварительного информирования. Этой теме ФТС России уделяет особое внимание: утверждена концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, в октябре т.г. на заседании коллегии рассмотрены состояние и перспективы развития системы, принимаются меры для законодательного закрепления этой процедуры. Пока наиболее активно предварительное информирование в экспериментальном режиме отрабатывается на базе Северо-Западного таможенного управления.

В ЮТУ программно-техническое обеспечение предварительного информирования будет получено в течение 1-го полугодия 2008 года, затем начнется его внедренческий этап. Таможенники смогут активно использовать предварительное информирование для более четкого и быстрого формирования в электронном виде таможенных документов и оценки степени рисков, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Второй, не менее важный вопрос, обсуждавшийся участниками заседания, касался взаимодействия таможенных органов с перевозчиками и транспортно-логистическими центрами. С докладом выступил генеральный директор управляющей компании ЗАО «ТАМГА» Валерий Болюченко. Он отметил, что объемы перемещения товаров в ЮФО по процедурам внутреннего таможенного транзита и международного таможенного транзита растут постоянно и весьма существенно. В связи с этим Валерий Евгеньевич, так же как и предыдущий докладчик, отметил важную роль электронного декларирования и предварительного информирования, обратив внимание присутствующих на то, что главной проблемой, беспокоящей перевозчиков, являются временные затраты на прохождение таможенного и иных видов контроля. Он предложил активнее работать над созданием таможенно-логистических центров, которые показали свою эффективность в СЗТУ, а также разработать специализированную региональную программу, которая позволила бы ускорить прохождение грузов и ликвидировать заторы в автомобильных пунктах пропуска.

Отвечая на предложения и вопросы выступающего и присутствующих заинтересованных лиц, Сергей Пашко заверил, что таможенники не менее чем сами перевозчики заинтересованы в сокращении времени совершения таможенных процедур и таможенного контроля, недопущении скопления транспортных средств на границе, и сообщил, что одной из мер для решения этой проблемы может стать создание регионального координационного центра, предложения по которому направлены в ФТС России.

О результатах работы по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов Южного таможенного управления и их должностных лиц рассказал начальник отделения рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела правовой службы ЮТУ Виктор Яровой.

В своем выступлении он отметил, что основные задачи правовых подразделений – это повышение уровня защиты конституционных прав граждан, усиление контроля за соблюдением законности в таможенном деле, повышение ответственности руководителей таможенных органов за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, оптимизация работы по организации рассмотрения жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Таким образом, правовая служба представляет собой ведомственный правовой фильтр, который, являясь полноценной альтернативой и судам, и органам прокуратуры, в немалой степени обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности. А следовательно, рассмотрение жалоб - это не только осуществление процессуальной функции, закрепленной гл. 7 Таможенного кодекса РФ, но также и создание определенного имиджа таможенных органов.

В процессе обсуждения заявленных тем членами Совета было внесено предложение «вернуться к пропаганде таможенного брокера как поверенного института в реализации таможенного законодательства», а также возобновить практику публикации в региональном журнале «Таможня и бизнес. Ревью» информации о решениях по жалобам участников ВЭД.

В заключение Сергей Викторович Пашко поблагодарил всех присутствующих за активную позицию, желание взаимодействовать и решать возникающие вопросы в рабочем порядке. Он отметил, что заседание прошло в деловой и конструктивной обстановке, и предложил представителям деловых кругов и в дальнейшем задавать вопросы, обращаться с проблемами и высказывать свои пожелания, которые будут обсуждаться на последующих заседаниях Консультативного Совета.

Пресс-служба ФТС РФ; 16.11.07