Об утверждении порядка взаимодействия при применении системы управления рисками
В целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, упорядочения и систематизации обмена информацией, взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками таможенных органов, подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками, в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, 22, ст. 2066; 52 (часть 1), ст. 5038; 2004, 27, ст. 2711; 34, ст. 3533; 46 (часть 1) ст. 4494; "Российская газета" 156, 20.07.2005)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия подразделений
координации и применения системы управления рисками (СУР) таможенных
органов и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и
таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при
применении СУР (далее - Порядок взаимодействия).
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен,
непосредственно подчиненных ФТС России, организовать внесение изменений в
положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц
таможенных органов в соответствии с Порядком взаимодействия.
3. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А. Шамахову
осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов
Приложение
к приказу ФТС России
от 17.08.2005 751
Порядок взаимодействия
подразделений координации и применения системы управления рискам (СУР) таможенных органов и подразделений, осуществляющих
таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении СУР
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок взаимодействия подразделений координации и
применения системы управления рисками (СУР) таможенных органов и
подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный
контроль; с подразделениями таможенной инспекции при применении СУР (далее
- Порядок взаимодействия) разработан в целях:
а) реализации принципа выборочности при проведении таможенного
контроля;
б) повышения эффективности применения методов анализа и оценки
рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц,
подлежащих проверке, и степени такой проверки;
в) организации взаимодействия, эффективного информационного обмена
между указанными подразделениями таможенных органов.
2. Порядок взаимодействия разработан на основании:
а) положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, 22, ст. 2066;
52 (часть 1), ст. 5038; 2004, 27, ст. 2711; 34, ст. 3533; 46 (часть 1) ст.
4494 , "Российская газета" 156, 20.07.2005);
б) приказа ГТК России от 28.06.2004 750 дсп Об утверждении
Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении
системы управления рисками (далее - Инструкция по работе с рисками);
в) приказа ФТС России от 11.11.2004 261 О решении коллегии ФТС
России от 21 октября 2004 года О состоянии и мерах по дальнейшей разработке
и внедрению системы управления рисками в процессе таможенного контроля ;
г) приказа ГТК России от 11.06.2004 663 Об утверждении порядка
организации и проведения таможенной ревизии ;
д) приказа ФТС России от 03.12.2004 358 Об особенностях действий
должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов
организации таможенного оформления и таможенного контроля и других
структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками ;
е) приказа ФТС России от 04.05.2005 409 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме .
3. Взаимодействие подразделений координации и применения СУР
таможенных органов и подразделений, осуществляющих таможенное оформление
и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при
применении СУР (далее - взаимодействие) исходит из следующих основных
подходов:
а) разделение функциональных обязанностей подразделений (по времени
месту) при проведении таможенного контроля и применении мер по минимизации
рисков на основе разделения их на прямые и косвенные;
б) оперативность и взаимный характер обмена информацией;
в) применение прямых и косвенных мер по минимизации рисков, исходя из
их необходимости, достаточности, результативности и комплексности.
4. Подразделения координации и применении таможенных органов
подразделения, осуществляющие таможенное оформление и таможенный
контроль, совершают все необходимые и достаточные действия, направленные на
проведение эффективного таможенного контроля путем применения прямых мер
по минимизации рисков до выпуска товаров в соответствии с профилями риска и
(или) самостоятельно по решению уполномоченного должностного лица coгласно
установленному порядку. С этой целью указанные подразделения в пределах
своей компетенции и в рамках Порядка взаимодействия осуществляют:
а) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и
транспортных средств с целью выявления рисков;
б) разработку проектов профилей риска и проектов ориентировок на основе
информации, поступившей от структурных подразделений таможенных органов, в
том числе от подразделений таможенной инспекции, и доведение их до ФТС
России;
в) определение в рамках своей компетенции необходимости применения
отдельных прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров (например,
таможенного досмотра товаров) на основании соответствующих профилей риска
по информации, поступающей от подразделений таможенной инспекции;
г) применение прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров,
д) анализ эффективности применения прямых мер по минимизации рисков;
е) передачу информации (в том числе представление отдельных документов)
для целей проведения проверки достоверности сведении после выпуска товаров
согласно установленному порядку.
5. Подразделения таможенной инспекции организовывают и проводят
проверку достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных
средств с применением форм таможенного контроля, в том числе таможенной
ревизии, установленных Кодексом (далее - проверочные мероприятия). С этой
целью подразделения таможенной инспекции в пределах своей компетенции и в
рамках Порядка взаимодействия осуществляют:
а) анализ информации о деятельности отправителей товаров, получателей товаров, лиц, ответственных за финансовое урегулирование, декларантов, таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков (далее -лица) из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками, с целью выявления рисков;
в) разработку проектов профилей риска или подготовку предложений о целесообразности разработки проектов профилей риска (при необходимости с привлечением структурных подразделений таможенных органов, указанных в пункте 5 Инструкции по работе с рисками);
в) подготовку предложений о целесообразности проведения проверочных
мероприятий;
г)организацию, координацию и проведение проверочных мероприятий;
д) анализ результатов проверочных мероприятий, и при выявлении рисков -
передачу информации в подразделение координации и применения СУР
таможенных органов.
Проверочные мероприятия проводятся подразделениями таможенной инспекции в общем порядке в соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации, правовых актов ФТС России.
6. В целях ускорения актуализации информации, касающейся
таможенного контроля, взаимодействующие подразделения по возможности
используют современные технологии информационного обмена (электронная
почта, телефакс и т.д.).
Подразделения координации и применения СУР в случае необходимости получения информации о результатах проверочных мероприятий направляют письменный запрос в соответствующее подразделение таможенной инспекции.
Подразделениями координации и применения СУР по мотивированному запросу подразделений таможенной инспекции (с указанием целей использования информации) представляется информация о наличии действующих профилей риска в области, указанной в запросе подразделения таможенной инспекции (пункт 18 Порядка взаимодействия).
Подразделения, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, и подразделения, координации и применения СУР таможенных органов в установленных Порядком взаимодействия случаях (пункты 15, 22 Порядка
взаимодействия) передают в подразделения таможенной инспекции таможни информацию, необходимую для проведения проверочных мероприятий.
7. Взаимодействие осуществляется при применении СУР в следующих случаях:
а) при анализе деятельности лиц, по которым подразделениями таможенной
инспекции выявлены риски;
б) при получении информации о деятельности лиц от подразделений
координации и применения СУР по результатам анализа эффективности
применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях
рисков, а также в результате анализа информации о таможенном оформлении и
таможенном контроле, проведенного функциональными подразделениями
таможенных органов из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе
с рисками, для организации проверочных мероприятий;
в) при получении информации от подразделений таможенной инспекции о
лицах, в отношении которых затруднены проверочные мероприятия (лицо
фактически не находится по месту его государственной регистрации, либо были
выявлены иные факторы, препятствующие к осуществлению проверочных
мероприятий);
г) при получении информации о деятельности лиц, у которых отсутствует
индивидуальный таможенный номер (ИТН) в Центральном реестре субъектов
внешнеэкономической деятельности (ЦРСВЭД);
д)при анализе информации о деятельности лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (в соответствии с приказом ФТС России от 04.05.2005 409).
8. Взаимодействие осуществляется в следующих основных формах:
а) применение прямых мер по минимизации рисков подразделениями,
осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль,
подразделениями координации и применения СУР, подразделениями таможенной
инспекции согласно профилям рисков;
б) проведение подразделениями таможенной инспекции проверочных
мероприятий на основе информации, полученной от подразделений координации
и применения СУР, подразделений, осуществляющих таможенное оформление и
таможенный контроль;
в) выработка решений о комплексе мер и формах таможенного контроля при
применении СУР в рамках экспертной рабочей группы по разработке и
применению СУР в полном и неполном составе (приказ ФТС России от
30.12.2004 464), а также на заседаниях иных рабочих групп и у руководства
таможенных органов.
II. Организация взаимодействия
9. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов проводят
анализ информации о деятельности лиц, из источников, указанных в пункте 16
Инструкции по работе с рисками, с целью выявления рисков, разработки и
направления проектов профилей риска в порядке, установленном Инструкцией по
работе с рисками.
10. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов
ежеквартально осуществляют обобщение результатов проведенных проверочных
мероприятий. Информация о ревизионных мероприятиях, по результатам которых
целесообразно рассмотреть вопрос о разработке проектов профилей рисков
(проектов ориентировок), направляется в подразделения координации и
применения СУР либо применяется подразделением таможенной инспекции для
разработки проектов профилей риска самостоятельно.
Подразделение таможенной инспекции таможенного органа по запросу подразделения координации и применения СУР или структурного подразделения таможенного органа, по направлению деятельности которого выявлены риски, представляет информацию о результатах проведения проверочных мероприятий.
11. Проекты профилей рисков, направленные в ФТС России в соответствии
с пунктом 9 Порядка взаимодействия рассматриваются совместно структурным
подразделением ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен
риск, Управлением таможенной инспекции (УТИ) и Главным управлением
организации таможенного контроля (ГУОТК) в максимально короткие сроки:
а) определение целесообразности издания правового акта ФТС России,
содержащего профиль риска - в течение двух рабочих дней;
б) подготовка профилей рисков - в течение пяти рабочих дней.
С целью оперативного разрешения вопросов и устранения разногласий проекты профилей рисков могут быть рассмотрены в рамках экспертной рабочей группы по разработке и применению СУР в неполном составе.
12. В результате подготовки профиля риска может быть издан отдельный
профиль риска либо внесены изменения в соответствующий профиль риска,
содержащий перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых
применяются аналогичные прямые меры по минимизации рисков.
13. При подготовке профилей рисков в соответствии с пунктом 11 Порядка
взаимодействия в графе Подразделение указывается сокращенное
наименование структурного подразделения ФТС России (и соответствующий
код), по направлению деятельности которого выявлен риск.
14. Применение и контроль результатов применения прямых мер по
минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, изданных в соответствии
с пунктами 11-13 Порядка взаимодействия, осуществляются в соответствии с
Инструкцией по работе с рисками.
15. Структурные подразделения таможенных органов, осуществляющие
деятельность по направлениям, указанным в пункте 5 Инструкции по работе с
рисками, проводят анализ информации о таможенном оформлении и таможенном
контроле из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками.
а также анализ результатов применения прямых мер по минимизации рисков
Результаты указанного анализа, касающиеся деятельности лиц, при необходимости проведения проверочных мероприятий подразделениями таможенной инспекции направляются в подразделение координации и применения СУР.
16. Начальник подразделения таможенной инспекции на основании
информации, поступившей из подразделения координации и применения СУР,
определяет целесообразность проведения проверочных мероприятий, определяет
форму таможенного контроля в соответствии с главой 35 Кодекса и сроки
проведения.
В случае отсутствия оснований для проведения проверочных мероприятий мотивированная информация об этом направляется в подразделение координации и применения СУР таможенного органа.
17. В случае проведения подразделением таможенной инспекции
проверочных мероприятий на основе информации, полученной в соответствии с
пунктом 16 Порядка взаимодействия, информация о его результатах передается в
подразделение координации и применения СУР таможенного органа.
18. В случае необходимости при проведении проверочных мероприятии
подразделением таможенной инспекции может быть направлен мотивированный
запрос в подразделения координации и применения СУР о наличии действующих
профилей рисков.
19. Причинами, в силу которых подразделения таможенной инспекции не
могут провести проверочные мероприятия, могут быть:
а) отсутствие проверяемого лица по адресу, указанному в ГТД, и иных
документах, представленных при таможенном оформлении;
б) уклонение проверяемого лица от проведения проверочных
мероприятий;
в) непредставление документов проверяемым лицом, необходимых для
проведения проверочных мероприятий.
При невозможности проведения проверочных мероприятий в силу указанных выше причин информация и мотивированное заключение с приложением необходимых документов направляются подразделением таможенной инспекции таможенного органа в течение двух рабочих дней в УТИ по оперативным каналам связи.
20. Контрольно-аналитическое подразделение УТИ после проведения
анализа полученных документов и сведений, указанных в пункте 19,
информирует ГУОТК о целесообразности разработки ориентировок, профилей
рисков (либо внесения изменений в существующие профили риска
(ориентировки), содержащие перечень лиц).
21. ГУОТК с учетом предложений УТИ самостоятельно либо во
взаимодействии с заинтересованным структурным подразделением ФТС России
разрабатывает ориентировки, профили рисков либо вносит соответствующие
изменения в существующие профили рисков, ориентировки в соответствии с
Инструкцией по работе с рисками и в сроки, указанные в пункте 11 Порядка
взаимодействия.
22. При выявлении уполномоченным должностным лицом таможенного
поста (ОТОиТК) в процессе декларирования товаров факта отсутствия у лица,
перемещающего товары, ИТН в ЦРСВЭД таможенный пост (ОТОиТК)
информирует об этом по телефону отдел применения СУР таможни.*
Отдел применения СУР таможни в течение 15 минут с момента получения указанной информации направляет ее по оперативным каналам связи в отдел таможенной инспекции таможни.
23. Отдел таможенной инспекции осуществляет ведение, учет и анализ
поступающей информации и в течение 30 минут с момента ее получения от
отдела применения СУР таможни решает вопрос о необходимости подготовки
требования (уведомления) лицу о представлении документов и сведений для
проведения сверки информации (ИНН, ОГРН, КПП, адрес местонахождения)
указанной в ГТД, товаросопроводительных документах, иных документах,
представленных при таможенном оформлении, с информацией в запрашиваемых
документах.
Требование (уведомление) направляется отделом таможенной инспекции таможни на таможенный пост в порядке, установленном пунктом 55 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 1356. Таможенный пост (ОТОиТК) запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого и не должен превышать пяти рабочих дней.
24. После получения затребованных документов таможенный пост
(ОТОиТК) не позднее спедующего рабочего дня передает их в отдел таможенной
инспекции для осуществления проверочных мероприятий.
Отдел таможенной инспекции таможни ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в подразделение координации и применения СУР таможни служебной запиской информацию о результатах мероприятий, проведенных на основании информации таможенных постов (ОТОиТК) об отсутствии ИТН у лиц.
25. В случае непредставления лицом в установленные сроки документов и
сведений, указанных в требовании (уведомлении), либо отсутствия проверяемого
лица по адресу, заявленному в представленных документах, либо уклонения лица
от получения требования (уведомления) информация об этом с
соответствующими материалами направляется подразделением таможенной
инспекции в УТИ с целью разработки проектов профилей рисков согласно пункту
20 Порядка взаимодействия.
26. В соответствии с приказом ФТС России от 04.05.2005 409 УТИ
организует проведение проверочных мероприятий в отношении лиц, включенных
в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный
контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (далее -
Перечень).
Проверочные мероприятия после выпуска товаров на основании приказа ФТС России от 04.05.2005 409 осуществляются в соответствии с планами подразделений таможенной инспекции по проведению таможенных ревизий у лиц, включенных в Перечень.
27. При проведении структурными подразделениями таможенных органов
анализа рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, включенными в
Перечень, информация о выявленных рисках передается в подразделение
таможенной инспекции с целью принятия решения о проведении таможенного
контроля после выпуска товаров. Информация о результатах проведения
таможенного контроля направляется подразделением таможенной инспекции в
течение пяти календарных дней в УТИ ФТС России по оперативным каналам
связи.
28. УТИ информирует ГУОТК о результатах проведения таможенного
контроля после выпуска товаров в отношении товаров, перемещаемых лицами,
включенными в Перечень, в течение 10 календарных дней после составления акта
по результатам таможенной ревизии.
III. Заключительные положения
29. Пункт 22 Порядка взаимодействия не применяется в случаях
перемещения товаров лицами, являющимися предпринимателями без образования
юридического лица, до момента завершения работ по загрузке в ЦРСВЭД и
обеспечению доступа таможенных постов (ОТОиТК) к информации,
содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков -
индивидуальных предпринимателей.
30. Если в качестве прямой меры по минимизации рисков в профилях
риска указана таможенная ревизия, при ее проведении, следует руководствоваться
пунктом 9 приказа ГТК России от 11.06.2004 663.
31. В целях организации взаимодействия во всех случаях направления информации и (или) документов по оперативным каналам связи бумажные экземпляры информации и (или) документов досылаются согласно порядку делопроизводства.
Заместитель начальника Главного
управления организации
таможенного контроля -
начальник отдела полковник
таможенной службы
А.К. Коровин
Первый заместитель начальника Управления
таможенной инспекции
генерал-майор таможенной службы
Н.Н. Шитова