Письмо Управление по сохранению культурных ценностей № 3-3-10.2-534 от 2005-02-03 00:00:00

Об экспертизе конфискованных и задержанных культурных ценностей

Управление по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия информирует Вас о том, что в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", экспертизу культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными органами, осуществляет федеральная служба по сохранению культурных ценностей.
До июня 2004 года функции такой службы были возложены на Министерство культуры Российской Федерации. В связи с отсутствием в Минкультуры России территориального органа по Центральному федеральному округу, обеспечение проведения экспертиз культурных ценностей по обращениям таможенных органов Центрального таможенного управления было возложено на сотрудников Департамента по сохранению культурных ценностей Центрального аппарата Минкультуры России. Исключение составляли обращения таможенных органов Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской областей, обслуживание которых входило в компетенцию Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации в г.Воронеже.
В результате административной реформы федеральных органов исполнительной власти, Министерство культуры Российской Федерации было упразднено, и его функции по сохранению культурных ценностей в настоящее время исполняются Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). Территориальные органы Минкультуры России по сохранению культурных ценностей подчинены Росохранкультуре в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07. 2004 N 1024-р. В структуре территориальных органов Росохранкультуры создано Управление по Центральному федеральному округу.
После создания территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Управление по сохранению культурных ценностей Центральною аппарата прекращает проведение исследований и экспертиз по обращениям таможенных органов как Центрального таможенного управления, так и таможен прямого подчинения ФТС России.
Структура, правильные наименования, юридические адреса и регионы обслуживания территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия были доведены до сведения ФТС России письмом Росохранкультуры от 28.12.2004 N 26/1 - 5/2 - 3583.
Просим обратить внимание на то, что ввиду ограниченных кадровых ресурсов территориальных управлений Росохранкультуры, мы предполагаем переадресовывать ряд обращений таможенных органов непосредственно в уполномоченные нами учреждения культуры федерального ведения, а также независимым специалистам, являющимся внештатными экспертами Росохранкультуры (Минкультуры России). В этом случае, возможна постановка вопроса о договорном характере экспертиз, что в полной мере соответствует частям 2 и 6 статьи 378 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Также необходимым отметить, что сложившаяся в настоящее время практика проведения экспертиз культурных ценностей (историко-культурных и искусствоведческих экспертиз), по нашему мнению не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Ряд таможен ЦТУ и других регионов (в частности - Брянская таможня), несмотря на наши неоднократные возражения, продолжают назначать экспертизы лицам, не имеющим статуса внештатных экспертов Минкультуры России. При этом свои действия они основывают на положении ч.2 ст. 378 ТК РФ о том, что экспертом может быть признано любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Однако, должностное лицо таможенных органов, на наш взгляд, само не всегда обладает достаточной подготовкой, чтобы определить наличие и степень требуемых специальных познаний у того или иного эксперта. Таким образом, в данном случае можно говорить о приоритете специального права, разъясняющего, какие именно лица могут быть отнесены к категории экспертов по культурным ценностям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 N 322 утверждено "Положение о порядке проведения экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей". В нем в частности говорится, что "экспертизу культурных ценностей осуществляют уполномоченные на то Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно - исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры Российской Федерации и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры Российской Федерации или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей" (п.3).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 301, на Росохранкультуру возлагаются функции по государственному контролю за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ей территорию культурных ценностей (п.5.1.2.), регистрации и обеспечению экспертизы культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными органами (п.5.14.3.), а также проведению аттестации экспертов по культурным ценностям (п.5.5.).
Положение о порядке аттестации экспертов по культурным ценностям в настоящее время находится в стадии разработки. До момента его принятия, действуют приказы об утверждении внештатных экспертов и составов экспертных комиссий Министерства культуры Российской Федерации.
Отнесение предметов к категории культурных ценностей возможно лишь при комплексном применении как специальных исторических и искусствоведческих методов и знаний, так и правовой базы, включающей в себя акты российского и международного права. Такими познаниями обладают лишь отдельные специалисты - искусствоведы в учреждениях культуры, в то время как с внештатными экспертами Минкультуры России (Росохранкультуры) постоянно проводилась и проводится методическая работа по повышению их профессиональной квалификации.
Таким образом, нам представляется, что экспертизы (исследования) культурных ценностей (историко-культурные и искусствоведческие), проводимые экспертами (специалистами), не уполномоченными на то Росохранкультурой и ее территориальными органами, заведомо могут содержать в себе ошибки, связанные с недостаточной подготовкой проводящих такие экспертизы (исследования) лиц.
Также в соответствии с вышеуказанным Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Росохранкультура регистрирует культурные ценности, задержанные или конфискованные таможенными органами, и обеспечивает их временное хранение.
Сведения такого рода должны направляться таможенными органами в адрес территориальных органы Росохранкультуры по регионам обслуживания.
Просим Вас довести данную информацию до сведения подчиненных Вашему Управлению подразделений, осуществляющих расследования по делам об административных правонарушениях и дознание по уголовным делам.

Начальник Управления по сохранению культурных ценностей
В.В.Петраков