Письмо ГТК РФ № 01-06/10619 от 2004-03-24 00:00:00

О контроле таможенной стоимости товаров, вывозимых для сооружения Тяньваньской атомной - электростанции

В целях обеспечения единообразного подхода должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в рамках исполнения обязательств по Генеральному контракту от 29.12.97 LYGNPP-R-97-003/85-262-79000 на сооружение Тяньваньской атомной электростанции (далее - Контракт), .ГТК России разъясняет следующее.
Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, должно производиться в соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 1461, и Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными приказом ГТК России от 27.08.97 522. Согласно указанным нормативным правовым актам для использования цены сделки в качестве основы при исчислении таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, необходимо чтобы сторонами сделки была определена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт. При этом не должно быть ограничений и условий, оказавших влияние на цену сделки.
В соответствии с преамбулой к Контракту сторонами внешнеэкономической сделки являются: Цзянсунская Ядерная Энергетическая Корпорация (ЦЯЭК) и Китайская Корпорация Ядерной Промышленности и Индустрии (ККЯПИ) Импортер , вместе ЦЯЭК и ККЯПИ именуются Заказчиком по Контракту (далее - Заказчик); АО Внешнеэкономическое объединение Атомэнергоэкспорт и государственное Российское Производственное Объединение (именуемое Зарубежатомэнергострой ) министерства Российской Федерации по атомной энергии, именуемые вместе Поставщиком (далее - Поставщик). Дополнительным соглашением к Контракту от 29.12.1998 права и обязанности Поставщика по Контракту переданы ЗАО Атомстройэкспорт .
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Контракта сторонами установлена общая контрактная цена работ и услуг Поставщика . Данная цена включает цены за выполнение обязательств по завершению рабочего проекта, по монтажу электростанции, цену компьютерных программ и т.д., в том числе цену за выполнение обязательств по поставке оборудования, материалов, запасных частей и расходуемых материалов, включая связанные с этим услуги... (пункт 5.1.2 Контракта). Таким образом, цена материалов и оборудования представляет собой часть общей цены по Контракту. В то же время цена сделки хотя и определена Контрактом, но по его условиям может быть изменена по согласованию сторон. В соответствии с пунктом 25.1 Контракта заказчик имеет право в любое время в течение срока исполнения Контракта запросить контрактные изменения, которые приведут к изменению или увеличению объема поставки . Таким образом, цена сделки за товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, окончательно не установлена.
Кроме того, Контракт заключен в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита от 18.12.92 (далее - Соглашение). В соответствии с Соглашением Заказчику Россией предоставляется государственный кредит. Часть платежа по данному контракту будет осуществляться встречными поставками заказчика товаров и услуг, часть - наличными (пункт 28.3 Приложения 28 к Контракту). В соответствии с разрешениями Центрального банка Российской Федерации (от 09.06.99 12-42-0072/99Н, от 19.07.2000 12-00-0078/00Н, от 20.02.2001 12- 42-0056/01Н) часть товаров, получаемых в счет компенсации поставок по контракту, будут реализованы без завоза на территорию Российской Федерации. Кроме того, Центральным банком Российской Федерации дано разрешение от 31.03.2000 12-61-0049/00 на отсрочку части платежа по данному Контракту. Учитывая изложенное, документальное подтверждение цены, фактически уплаченной за товар по данному контракту, декларантом не может быть предоставлено.
Одновременно, поскольку в Контракте не указана цена каждой позиции поставляемого оборудования и материалов, количество которых составляет десятки тысяч наименований, контрактодержателями был согласован принцип расчета за поставляемое оборудование и материалы по условным расчетным средневесовым ценам по группе в пределах согласованной контрактной цены на весь комплект (Приложение 28 к Контракту). В соответствии с дополнениями к Контракту на поставку товаров общая цена товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по таким дополнениям, образована на основе расчетных позиционных , расчетных групповых или на базе расчетных весовых цен . Целым рядом дополнений к Контракту предусмотрено, что для расчета платежа за поставляемый товар цена подвергается корректировке не в зависимости от ассортимента комплектующих материалов, оборудования (типа, марки, модели) или качества поставляемого товара, а в зависимости от фактического веса вывозимого товара ( путем умножения соответствующей расчетной групповой цены на фактический вес отгруженной партии товара или определяется произведением количества поставленного товара на позиционные цены ).
Поскольку такие цены фактически не являются ценой определенного товара, по ряду товарных позиций они в основном не соответствуют уровню цен свободного рынка на товары, складывающихся при обычном течении торговли в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, и потому не могут быть в таких случаях приняты за основу при определении таможенной стоимости.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, определение таможенной стоимости вывозимых в рамках Контракта товаров в соответствии с пунктом 2 Порядка на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт, не представляется возможным. Таможенная стоимость должна определяться в соответствии с пунктами 3, 4 Порядка.
Во избежание задержек при производстве таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в рамках Контракта, таможенным органам необходимо оказывать помощь декларанту в получении требуемой информации. В случае отсутствия у декларанта документов для подтверждения таможенной стоимости в соответствии с пунктом 3 Порядка, таможенным органам необходимо содействовать получению информации для определения таможенной стоимости в соответствии с пунктом 4 Порядка, в том числе на этапе, предшествующем декларированию товаров.

Заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов