Приказ ФТС РФ № 430 от 2006-05-10 00:00:00

Об утверждении аналитической программы ФТС России Совершенствование организации работы с подакцизными товарами

Во исполнение Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую аналитическую программу ФТС России Совершенствование организации работы с подакцизными товарами (далее -Программа).
2. Начальнику Главного управления федеральных таможенных доходов А.Б.Воронину обеспечить реализацию Программы.
3. Главному организационно-инспекторскому управлению (Р.С.Мухутдинов), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов), Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению (В.И.Картавцев) обеспечить в части своей компетенции выполнение мероприятий Программы и достижение установленных показателей конечного результата, определенных Программой.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендееву.

Руководитель,
генерал-полковник таможенной службы
А.Е.Жерихов

Приложение
к приказу ФТС России
от 10.05.2006 N 430

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФТС РОССИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОДАКЦИЗНЫМИ ТОВАРАМИ

I. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы

Подакцизные товары традиционно являются объектом особого внимания со стороны государства, что является следствием строгого контроля со стороны международных экологических организаций к данным товарам и высокими требованиями к их безопасности, а также высоким уровнем их налогообложения и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.
Отличительной особенностью акциза как одного из видов федеральных косвенных налогов является ограниченный перечень номенклатуры товаров, операции с которыми облагаются данным налогом. Перечень подакцизных товаров установлен законодательно частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (глава 22, статья 181). Особое внимание на сегодняшний день со стороны таможенной службы уделяется алкогольной продукции и легковым автомобилям, так как основной объем акциза при ввозе поступает в федеральный бюджет от импорта именно этих подакцизных товаров (данные за 2005 год: алкогольная продукция - 52,78%, легковые автомобили и мотоциклы -32,22%).
Приказ ФТС России от 28.10.2005 N 1005 определил компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров:
компетенцией по обеспечению импортеров акцизными марками обладают 8 таможен;
по совершению таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию, которые подлежат маркировке акцизными марками, виноматериалов, коньячных спиртов и пива - 37 таможен;
по совершению таможенных операций в отношении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации и на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств - 105 таможен.
Необходимость сосредоточения таможенного оформления подакцизных товаров в специализированных таможенных органах объясняется спецификой таких товаров. Ограничение перечня таможенных органов, обеспечивающих работу с подакцизными товарами, позволило значительно сократить число правонарушений, связанных с их внешнеторговым оборотом.
Создание двух специализированных таможенных органов - Центральной акцизной и Северо-Западной акцизной таможен - обусловлено сложившимися товаропотоками подакцизных товаров. На их долю в 2005 г. приходится более 70% от всей суммы взысканного акциза.
В тоже время, остается немало проблем, связанных с совершенствованием контроля при таможенном оформлении подакцизных товаров:
1) анализ практики работы уполномоченных таможенных органов показывает имеющиеся различия в организации их деятельности, толковании законодательства Российской Федерации в данной сфере, применении нормативных правовых актов. В различных таможенных органах аналогичные подакцизные товары оформляются по различной таможенной стоимости;
2) существенное различие в ставках акциза в отношении вина натурального и ненатурального и отсутствие четких критериев определения натуральности вина создает предпосылки для недостоверного декларирования и, как следствие, недопоступление денежных средств от уплаты акциза в федеральный бюджет, а также злоупотреблений должностными лицами таможенных органов;
3) существует вероятность декларирования вина (облагается акцизом) под видом виноматериалов (акцизом не облагается);
4) отсутствует достоверная информация о стоимости и комплектации автомобилей производства КНР, автомобилей, ввозимых из ОАЭ, Ирана и др. стран Ближнего Востока, моторных масел и сигар;
5) отсутствует достоверная информация о стоимости алкогольной продукции с учетом страны происхождения товара и его ассортимента;
6) отсутствует сопряжение баз данных по ПТС и ПШТС ФТС России и МВД России.

II. Основные цели и задачи программы

Основной целью данной Программы является совершенствование таможенного администрирования в части контроля за оборотом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров.
Основные задачи программы:
- исключение фактов оформления с нарушением требований Закона Российской Федерации О таможенном тарифе идентичных и однородных товаров в различных таможенных органах с существенно отличающейся таможенной стоимостью;
- применение единообразного подхода к контролю таможенной стоимости подакцизных товаров на всей территории Российской Федерации, принятие обоснованных решений таможенных органов по таможенной стоимостиподакцизных товаров;
- предотвращение декларирования вина, облагаемого более высокой ставкой акциза, под видом вина натурального с более низкой ставкой акциза; - недопущение декларирования вина под видом виноматериалов;
получение достоверной информации о стоимости и комплектации автомобилей производства КНР, автомобилей, ввозимых из ОАЭ, Ирана и др. стран ближневосточного региона, а также ценовой информации о стоимости моторных масел и доведение данной информации до таможенных органов;
- получение достоверной информации о стоимости алкогольной продукции с учетом страны происхождения товара и его ассортимента;
- завершение работы по переходу на новые акцизные марки в отношении алкогольной продукции;
- подготовка предложений по переходу на новые акцизные марки в отношении табачной продукции в целях исключения случаев их фальсификации;
- дальнейшее развитие процесса специализации таможенных органов и концентрация в таких органах таможенного оформления подакцизных товаров;
- создание единых методологических подходов и технологии по организации работы с подакцизными товарами.

III. Ожидаемые результаты реализации Программы

Основным ожидаемым результатом реализации Программы является создание условий для повышения эффективности контроля таможенными органами за оборотом подакцизных товаров, заявляемой участниками внешнеэкономической деятельности таможенной стоимостью подакцизных товаров, выполнения положений Таможенного кодекса Российской Федерации.
Ежегодными показателями реализации Программы являются:

Наименование показателей Значение показателей
2007 2008 2009
Увеличение перечисляемых в федеральный бюджет таможенных платежей за счeт повышения достоверности сведений о заявляемой таможенной стоимости и роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров. 100 млн. руб. 300 млн. руб. 300 млн. руб.
Увеличение суммы взимаемого акциза на вино за счет увеличения достоверности декларирования вина, оформляемого с более высокой ставкой акциза. 20 млн. руб. 70 млн. руб. 70 млн. руб.


IV. Перечень программных мероприятий

N п/п Мероприятия Ожидаемый результат Показатель результативности Срок исполнения Исполнитель
1. Концентрация таможенного оформления подакцизных товаров:
а) проведение анализа товаропотоков и на его основе поэтапное исключение ряда таможенных постов из числа таможенных органов, обладающих в соответствии с приложением N 3 приказа ФТС России от 28 10.2006 N 1005 компетенцией по совершению таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации подакцизных товаров (внесение изменений в приказ ФТС России от 28.10.2005 N 1005),
б) передача ряда таможенных постов Калужской, Брянской, Орловской и Владимирской таможен, производящих таможенное оформление подакцизных товаров, в подчинение Центральной акцизной таможни и/или создание в Калужской, Брянской, Орловской и Владимирской областях таможенных постов, подчиненных Центральной акцизной таможне,
в) передача в акцизные таможни всего спектра подакцизной спиртосодержащей непищевой продукции (лекарства, парфюмерии, лаки, краски и т.д).
1. Применение единообразного подхода на всей территории Российской Федерации к организации деятельности специализированных таможенных органов в сфере подакцизных товаров.
2. Повышение ответственности руководителей специализированных таможенных органов
Увеличение собираемости таможенных платежей за счет роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров пункт а -1 кв. 2007 г. пункт б -1 кв 2007 г пункт в -4 кв 2009 г ГУФТД, ГОр-гИУ, ГУОТК
2. 1. Передача в подчинение ЦАТ и СЗАТ таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, Санкт- Петербурге и Ленинградской области и обладающих правомочиями совершения таможенных операций в отношении товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются ПТС и ПШТС
2. Проведение анализа сложившейся структуры товаропотоков и на его основе оптимизация количества таможенных органов выдающих ПТС и ПШТС.
Усиление контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и за своевременностью уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию. 2007 г. ГУФТД ГУТО
3. Получение, обработка и анализ справочной информации на автомобили производства КНР, Ирана (каталоги, прайс-листы заводов изготовителей) и доведение ее до таможенных органов. Установление единообразного подхода со стороны таможенных органов в отношении контроля таможенной стоимости автомобилей производства КНР. Увеличение собираемости таможенных платежей за счет роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей из КНР и Ирана. 3 кв. 2007 г ГУФТД, ГУТО
4. Выработка критериев отличия винома-териалов от вина. Увеличение поступлений в федеральный бюджет от акциза. 20 млн. рублей. 3 кв. 2007г. ГУФТД
5. 1. Определение идентификационных отличий натуральных вин от иных.
2. Издание профиля риска с целью недопущения таможенного оформления вина ненатурального под видом вина натурального с меньшей ставкой акциза.
Увеличение поступлений в федеральный бюджет от акциза. 140 млн. рублей. 3 кв. 2008г. ГУФТД, ЦЭКТУ
6. Создание технологии по организации работы с подакцизными товарами. Применение единообразного подхода на всей территории Российской Федерации к организации деятельности специализированных таможенных органов в сфере подакцизных товаров. 3 кв. 2007г. ГУФТД, ГУОТК, ЦАТ, СЗАТ
7
1. Направление запроса для получения справочной информации на вина происходящие из:
Болгарии
Франции
Испании
Италии
Германии
Чили
Аргентины
Обработка и анализ полученной информации, корректировка действующих профилей риска с учетом страны происхождения товара и его ассортимента
Установление единообразного подхода со стороны таможенных органов в отношении контроля таможенной стоимости вина 30 млн. руб.
25 млн. руб.
15 млн. руб.
7 млн. руб.
10 млн. руб.
7 млн. руб.
15 млн. руб.
Итого: 109 млн руб.
4 кв. 2007г. ГУФТД
8. Получение справочной информации о стоимости моторных масел, сигар и доведение ее до таможенных органов Установление единообразного подхода со стороны таможенных органов в отношении контроля таможенной стоимости моторных масел. 100 млн руб. 1 кв. - 2007 г. ГУФТД
9. Подготовки предложений в рамках компетенции ФТС России в проект постановления Правительства Российской Федерации Об акцизных марках для маркировки табака и табачных изделий Введение новых образцов акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий 1 кв. -2007г. ГУФТД, ПУ
9. Подготовки предложений в рамках компетенции ФТС России в проект постановления Правительства Российской Федерации Об акцизных марках для маркировки табака и табачных изделий Введение новых образцов акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий 1 кв. -2007г. ГУФТД, ПУ
10. 1. Разработка и утверждение порядка взаимодействии между ФТС России и МВД России по обмену информацией (ГНИВЦ ФТС России - ДОДД МВД России) на федеральном и территориальном уровнях
2. Разработка и утверждение Инструкции о порядке совместных действий подразделений органов внутренних дел и таможенных органов при выявлении транспортных средств, находящихся в розыске.
3. Разработка технических условий информационного обмена, определяющих структуру и порядок информации согласно подпунктов 2, 3 пункта 3 Положения о порядке организации взаимного автоматизированного обмена информацией между подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения и таможенными органами.
4. Утверждение конкретных субъектов информационного взаимодействия с каждой стороны (уполномоченные лица).
Ускорение информационного обмена между МВД России и ФТС России о ПТС и ПШТС, находящихся в обороте 2 кв. -2008г. ГУОТК, ГУИТ, ГУФТД


V. Срок реализации Программы и источник ее финансирования.

Настоящая Программа предусмотрена к исполнению в период 2007-2009 гг.
Источником финансирования мероприятий Программы является федеральный бюджет (в пределах определяемых ежегодно действующих обязательств на соответствующие годы).
Оценку эффективности расходования бюджетных средств следует производить путем сравнения фактически достигнутых результатов от реализации мероприятий Программы и запланированных (ожидаемых) результатов.

VI. Социально-экономические результаты реализации Программы

1. Реализация аналитической программы ФТС России ориентирована на решение тактической задачи ФТС России: Совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий .
Экономические последствия реализации Программы состоят в повышении собираемости таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Во время реализации мероприятий Программы возможны следующие риски:
а) внутренние:
отсутствие достоверных источников ценовой информации на определенную номенклатуру товаров;
б) внешние:
- непредставление иностранной стороной запрашиваемой ценовой и документарной информации;
- сложность в идентификации виноматериалов и вин.

VII. Описание системы управления реализацией Программы

Текущее управление и контроль за ходом реализации Программы организовывает руководитель Программы.
Руководителем Программы является один из заместителей руководителя Федеральной таможенной службы. Текущее управление реализацией Программы возлагается на Главное управление федеральных таможенных доходов ФТС России (далее - ответственный исполнитель Программы).
Свою работу ответственный исполнитель Программы осуществляет во взаимодействии с Главным организационно-инспекторским управлением, Главным управлением организации таможенного контроля, Главным управлением информационных технологий, Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением (исполнители Программы).
Ответственный исполнитель Программы осуществляет планирование, управление и контроль за ходом реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы организовывает подготовку ежегодного доклада о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и представляет его согласно установленному порядку руководителю Программы.
С учетом хода реализации программных мероприятий, а также возникающих новых задач по совершенствованию организации работы с подакцизным товарами ответственный исполнитель вносит в нее изменения в соответствии с установленным порядком.
Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
А.Б.Воронин