Письмо Минфин РФ № 27-01-20/1316 от 2023-01-12 07:52:33

О возможности использования товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ в качестве ТСМП без завершения действия таможенной процедуры

Рассмотрев в рамках компетенции обращение, разъясняем следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Калининградской области создана и функционирует особая экономическая зона (далее соответственно - Закон, ОЭЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона, ОЭЗ в Калининградской области определена как территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее - таможенная процедура СТЗ).

Таможенная процедура СТЗ - это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза (далее - Союз), в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - таможенные платежи), специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с таможенной процедурой СТЗ (пункт 1 статьи 201 Таможенного кодекса Союза, далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 7 статьи 201 Кодекса иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров Союза.

Согласно части 3 статьи 9 Закона иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, могут размещаться и использоваться только на территории ОЭЗ в Калининградской области, за исключением законодательно установленных случаев в отношении ОЭЗ в Калининградской области (далее - Случаи).

Для вывоза товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза действие таможенной процедуры СТЗ завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1, 4, 5, 7, 10, 14 - 16 пункта 2 статьи 127 Кодекса, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ("выпуска в свободное обращение" в терминологии Предложения 1) иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и не подвергшихся операциям по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (подпункт 1 пункта 6 статьи 207 Кодекса).

Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары (пункт 1 статьи 136 Кодекса). При этом декларант определен в качестве плательщика таможенных платежей (статья 50 Кодекса).

Поскольку содержащиеся в Обращении предложения, касающиеся таможенных правоотношений, противоречат приведенным выше нормам права Союза, предложения не поддерживаются.

Дополнительно в отношении Случаев отмечаем, что часть 1 статьи 12.2 Закона содержит нормы, в соответствии с которыми товары (транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру СТЗ на территории ОЭЗ в Калининградской области, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки (далее - ТСМП).

Часть 1 статьи 12.2 Закона основана на нормах статьи 455 Кодекса, которыми предусмотрено следующее.

Согласно пункту 8 статьи 455 Кодекса транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру СТЗ на территориях ОЭЗ Российской Федерации, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 455 Кодекса, которые не имеют общих сухопутных границ с остальной частью таможенной территории Союза, используемые в соответствии с пунктом 10 статьи 455 Кодекса в качестве ТСМП, могут быть временно вывезены с территорий таких ОЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ.

Пунктом 10 статьи 455 Кодекса установлено, что транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру СТЗ на территориях таких ОЭЗ и имеющие статус иностранных товаров, могут использоваться в качестве ТСМП для:

- перевозки товаров, пассажиров и (или) багажа между территориями таких ОЭЗ и территориями государств, не являющихся членами Союза (далее - Цель 1);

- перевозки товаров, пассажиров и (или) багажа между территориями таких ОЭЗ и остальной частью территории Российской Федерации (далее - Цель 2) при выполнении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано (приписано) на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана ОЭЗ;

2) транспортное средство находится в собственности юридического лица, определенного в соответствии с законодательством государства-члена Союза, на территории которого создана ОЭЗ.

Таким образом, приведенные нормы Кодекса предусматривают возможность использования товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ в качестве ТСМП без завершения действия таможенной процедуры СТЗ, в рамках Цели 1 либо в рамках Цели 2.

Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка
Н.А.ЗОЛКИН