Приказ ФТС РФ № 651 от 2005-07-18 00:00:00

О решении коллегии ФТС России от 01.07.2005 Об актуальных проблемах судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений

Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ФТС России от 1 июля 2005 года Об актуальных проблемах судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений (приложение)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам главных управлений и управлений ФТС России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить в установленные сроки безусловное выполнение поручений, предусмотренных настоящим решением коллегии ФТС России.
2. Правовому управлению (Г.В. Баландина), Управлению таможенных расследований и дознания (А.А. Шабунин) до 15 февраля 2006 года направить в Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) информацию об исполнении поручений коллегии ФТС России, предусмотренных настоящим решением, по принадлежности вопросов.
3. Заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов

Приложение
к приказу ФТС России
от 18.07.2005 651.

Федеральная таможенная служба

Решение
коллегии ФТС Россия от 01.07.2005 Об актуальных проблемах судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений

Заслушав и обсудив доклад начальника Правового управления ФТС России Г.В. Баландиной Об актуальных проблемах судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений , коллегия отмечает.
За последние 10 лет количество судебных дел с участием таможенных органов выросло в 50 раз. Если в 1994 году таких дел было 487, то в 2004 году таможенные органы проводили работу уже по 24563-ём судебным делам на общую сумму около 12,5 млрд. рублей, из которых только в 2004 году было возбуждено 17741 дело. При этом соотношение дел, по которым судебные решения выносятся не в пользу таможенных органов, с каждым годом увеличивается. В 2004 году доля судебных решений по искам к таможенным органам, принятых не в пользу таможенных органов, по отношению к общему количеству таких дел, рассмотренных судами, составила 59%. Без принятия адекватных мер реагирования указанный показатель может возрасти. Целевой программой развития таможенной службы на 2004 - 2008 годы доля указанных судебных решений в 2008 году не должна превышать 30%. Для достижения этой цели необходимы усилия таможенных органов всех уровней, четкое взаимодействие между правовыми службами (отделами) и другими функциональными подразделениями. Оценка негативной судебной практики с позиции соотношения цифр - сколько перечислено денежных средств в федеральный бюджет в результате действий таможенных органов по сравнению с тем, сколько возвращено плательщикам по решениям судов, - должна быть искоренена из сознания руководителей таможенных органов. Требования к таможенным органам в правовом государстве, стремящемся стать полноправным цивилизованным партнером в мировом сообществе, исключают любую подмену правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы благими целями такие меры не были продиктованы.
К основным категориям судебных споров, по которым судебные акты (судебные постановления) принимаются не в пользу таможенных органов, относятся споры об обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности, по результатам рассмотрения которых в 2004 году судами вынесены решения не в пользу таможенных органов в 2666 случаях, что составляет 66 % всех рассмотренных дел этой категории. За тот же период по делам об оспаривании правомерности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц суды приняли решения не в пользу таможенных органов в 1327 случаях, что составляет 60 % дел указанной категории.
По судебным решениям, вынесенным в 2004 году, по спорам о возмещении вреда (убытков), причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц, с казны Российской Федерации подлежит взысканию почти 97 миллионов рублей. За первый квартал 2005 года судами вынесены решения о взыскании с казны Российской Федерации 59 миллионов рублей. Коллегия считает, что казна Российской Федерации не должна расплачиваться за безответственность должностных лиц таможенных органов при выполнении ими своих обязанностей. Каждый иск о возмещении вреда (убытков) необходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие, начальники таможенных органов должны принимать все меры для искоренения причин, явившихся основанием для обращения в суд, применять к виновным лицам меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ судебной практики показывает, что одной из основных причин принятия судами решений не в пользу таможенных органов являются допущенные должностными лицами таможенных органов нарушения норм материального и процессуального законодательства Российской Федерации, в том числе таможенного законодательства, при производстве по делам об административных правонарушениях; в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, в большинстве случаев из-за низкого уровня знаний указанных норм.
Взаимодействие между функциональными подразделениями таможенных органов на должном уровне по отдельным направлениям работы, связанной с возбуждением дел по административным правонарушениям, с подготовкой к судебным заседаниям и участием в них, не налажено. Отсутствуют четкие регламенты принятия решений, совершения действий должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, при определении таможенной стоимости.
Нуждаются в переосмыслении прежние подходы в отстаивании интересов таможенных органов при рассмотрении споров в судах. Обжалование судебных решений с использованием всех возможных стадий судебного процесса при полном понимании бесперспективности дела является формальным исполнением обязанности по защите государственных интересов, что реально приносит лишь убытки казне Российской Федерации.
Коллегия также отмечает, что работа по принятию мер реагирования на судебные решения, принятые не в пользу таможенных органов, должна быть поднята на качественно новый уровень. В целях повышения ответственности таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений, совершении действий (бездействия) в ходе осуществления ими своих функций издан приказ ФТС России от 28.12.2004 448 О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов . Однако руководители отдельных таможен игнорируют необходимость исполнения положений данного приказа. Так, в Сибирском таможенном управлении (Толмачевская, Братская, Забайкальская, Хакасская таможни), Северо-Западном таможенном управлении (Великолукская, Костомукшская, Псковская таможни, Северо-Западная акцизная таможня), Дальневосточном таможенном управлении (Ванинская таможня) несмотря на имеющуюся отрицательную судебную практику по отдельным категориям споров анализ судебных актов (судебных постановлений), принятых не в пользу таможенных органов, в первом квартале 2005 года не проводился. Реализация положении указанного приказа не должна сводиться к формальному исполнению предусмотренных в нем мероприятий, а должна быть направлена прежде всего на осознание и устранение выявленных ошибок, неправомерных решений, действии (бездействия) и недопущение подобного в будущем. Недопустимо возлагать все бремя ответственности за проигранные дела только на юристов. Следует отказаться от привычных устоев таможенник всегда прав , более принципиально подходить к оценке правомерности решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, совершенствовать механизмы досудебного урегулирования споров, исключать случаи подмены правовых методов работы административным давлением и произволом, более эффективно использовать механизмы ведомственного контроля, предусмотренного статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенные органы должны активнее влиять на формирование судебной практики, добиваться единообразного понимания сути норм таможенного законодательства Российской Федерации как судами, органами прокуратуры, участниками ВЭД, физическими лицами, так и таможенными органами и их должностными лицами. Для этого следует активизировать взаимодействие таможенных органов с судами разных уровней. В повседневную практику работы каждого таможенного органа должны войти рабочие встречи, обсуждения с судьями по возникающим в правоприменительной практике вопросам при рассмотрении конкретных дел с участием таможенных органов, организация и проведение совместных семинаров в целях разъяснения позиции таможенных органов по применению таможенного законодательства Российской Федерации.
Не на должном уровне находится информационное обеспечение правовых подразделений таможенных органов, что не позволяет быстро и качественно находить и использовать информацию, необходимую для осуществления правовой экспертизы соответствующих актов (или их проектов), оценки правомерности поведения должностных лиц таможенных органов, качественной и содержательной подготовки позиции при рассмотрении споров в суде, исполнения функций правовых подразделений, требующих специального познания в области права. Современные информационные технологии недостаточно полно внедрены в работу правовых подразделений. В 2004 году введен в опытную эксплуатацию Комплекс программных средств Судебная практика , который должен обеспечить таможенные органы оперативной и качественной информацией о судебной практике. Вместе с тем, основным препятствием для полноценного функционирования программы является невозможность активного информационного обеспечения нижестоящих таможенных органов сведениями, содержащимися в центральном банке данных КПС Судебная практика , а также техническое ограничение к размеру (объему) файлов, передаваемых по каналам ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. В связи с этим необходимо принять меры по улучшению информационно - правовой поддержки деятельности таможенных органов по совершенствованию КПС Судебная практика . Коллегией приняты к сведению меры, принимаемые Правовым управлением совместно с Главным управлением информационных технологий, направленные на эффективное обеспечение таможенных органов информационно-правовой поддержкой, в том числе по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы Поддержка правовой деятельности ФТС России , осуществляемые в рамках реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов.
Применение Таможенного кодекса Российской Федерации при рассмотрении судом дел с участием таможенных органов выявило то, что ряд его положений допускают неоднозначное толкование норм, что приводит к возникновению негативной судебной практики. В целях исключения таких случаев необходимо внести в Таможенный кодекс Российской Федерации соответствующие поправки.

Коллегия ФТС России решила:

1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен:
обеспечить безусловное исполнение приказа ФТС России от 28.12.2004 448 О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов ; обращать особое внимание на действенность мер реагирования, принимаемых по результатам анализа судебных актов (судебных постановлений), принятых не в пользу таможенного органа, в целях исключения повторного принятия таможенным органом и/или его должностными лицами незаконных решений, совершения незаконных действий (бездействия);
взять под личный контроль рассмотрение судами дел по искам о возмещении вреда (убытков), причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц, при удовлетворении судами указанных исков принимать своевременные меры к виновным должностным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
активизировать работу (включая непосредственное участие в организации и проведении встреч, семинаров, совещаний, рассмотрении судами конкретных дел) всех заинтересованных функциональных подразделений РТУ и таможен по взаимодействию с судебными органами, расположенными в регионе деятельности РТУ и таможни, по вопросам и проблемам, возникающим в правоприменительной деятельности подчиненных таможенных органов;
обеспечивать участие должностных лиц функциональных подразделений таможенных органов при подготовке к судебным процессам и их проведении.
2. Начальникам региональных таможенных управлений:
- осуществлять контроль за исполнением подчиненными таможенными органами приказа ФТС России от 28.12.2004 448, отслеживать динамику принятия судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов региона, ежеквартально информировать Правовое управление о принятых таможенными органами региона и непосредственно РТУ мерах реагирования по результатам анализа указанных судебных актов (судебных постановлений), о проводимой работе, направленной на устранение причин негативной судебной практики;
- проводить не реже 1 раза в полугодие встречи, семинары, совещания с руководством и судьями судов общей юрисдикции (верховных судов республик, краевых, областных судов, суда города федерального значения, судов автономных областей, судов автономных округов) и арбитражных судов (федерального арбитражного суда округа) по проблемным вопросам, возникающим в правоприменительной деятельности РТУ и подчиненных таможенных органах. О результатах проделанной в течение полугодия по данному направлению работы информировать Главное организационно-инспекторское управление и Правовое управление до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
3. Заместителю руководителя ФТС России Н.А. Волобуеву, Управлению таможенных расследований и дознания (А.А. Шабунин) совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России до 1 января 2006 года в целях исключения фактов принятия неправомерных решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, а также вынесения судебных актов не в пользу таможенных органов, разработать порядок взаимодействия подразделений административных расследований с функциональными подразделениями таможенных органов, выявляющими административные правонарушения.
4. Заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову, Правовому управлению (Г.В. Баландина) совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России в установленном порядке:
подготовить до 1 августа 2005 года проект федерального закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, направленных на уточнение отдельных положений Таможенного кодекса Российской Федерации, необходимость внесений которых выявлена в результате анализа судебной практики.
подготовить до 1 сентября 2005 года проект приказа ФТС России, регламентирующий порядок осуществления вышестоящим таможенным органом или вышестоящим должностным лицом ведомственного контроля в соответствии со статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, которым предусмотреть координирующую роль Правового управления при осуществлении такого контроля по отдельным направлениям деятельности таможенных органов;
подготовить до 1 октября 2005 года регламент взаимодействия между правовыми службами (отделами) и функциональными подразделениями таможенных органов при подготовке к судебным процессам и участии в них;
обеспечить проведение обучения должностных лиц правовых служб (отделов) РТУ и таможен на базе Российской таможенной академии (не реже двух раз в год).
5. Заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову, Правовому управлению (Г.В. Баландина):
проводить ежеквартально анализ исполнения таможенными органами приказа ФТС России от 28.12.2004 448, отслеживать динамику принятия судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов и вносить предложения по устранению причин и условий возникновения (формирования) негативной судебной практики.
6. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии ФТС России осуществлять заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову.

Председатель коллегии, руководитель ФТС России
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов