Письмо МЭРТ № ОГ-Д12-2460 от 2011-12-15 00:00:00

О повышении вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы, а также об отсутствии оснований для предоставления Финляндии льготного режима экспорта необработанной древесины

В соответствии с обращением по вопросу повышения вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы сообщаем следующее.
Лесная отрасль определяет социально-экономическое развитие целого ряда регионов России, создавая рабочие места и формируя существенную часть налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Повышение экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы до запретительного уровня сделает экспорт экономически нерентабельным и приведет к резкому сокращению объемов заготовки древесины, что негативно отразится на социальном положении ряда регионов, где лесозаготовительные предприятия зачастую являются градообразующими.
Основной причиной, повлиявшей на решение приостановить рост вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы, были мировой финансовый кризис 2008 - 2009 гг. и связанная с ним ситуация резкого падения внешнего и внутреннего спроса на необработанную древесину, которая негативно отразились как на развитии лесопромышленного комплекса в целом, так и на его отдельных секторах.
Мониторинг производства и экспорта лесоматериалов показывает, что указанная мера в целом себя оправдала.
По данным Росстата, за 9 месяцев 2011 г. производство пиломатериалов выросло по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 8,3%, клееной фанеры на 13,0%, ДСП на 23%, ДВП на 9%, целлюлозы на 2%, бумаги и картона на 1,3%.
Экспорт необработанной древесины в январе - сентябре 2011 г., по данным таможенной статистики, снизился на 2,1% - 15,8 млн куб. м против 16,1 млн куб. м за аналогичный период 2010 г.
Доля Финляндии от общего объема экспорта составила 17,2%, или 2,7 млн куб. м. При этом большую часть поставок в Финляндию от общего экспорта древесины в эту страну составляют березовые балансы - 1,8 млн куб. м.
Одновременно в последнее время наблюдался рост экспорта отдельных видов лесопромышленной продукции с более высокой степенью переработки. Так, по данным таможенной статистики за 9 месяцев 2011 г. экспорт пиломатериалов увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 10%, клееной фанеры на 2,4%, целлюлозы на 10%.
Таким образом, приведенные выше данные показывают, что действующий режим таможенно-тарифного регулирования экспорта необработанной древесины благоприятно сказывается на развитии лесопромышленного комплекса, что отражается в увеличении производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Что касается предложения о предоставлении Финляндии льготного режима экспорта необработанной древесины, отмечаем, что в соответствии со "ст. 3" Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Директор Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности
В.В.Гудин