Методические рекомендации ФТС РФ № б/н от 2022-01-27 06:44:25

Методические рекомендации по применению способов идентификации товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС в рамках электронной торговли в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта

1. Настоящие Методические рекомендации по идентификации товаров, ранее вывезенных за пределы Евразийского экономического союза в рамках электронной торговли и реимпортируемых в Российскую Федерацию (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании положений главы 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), главы 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Порядка совершения таможенных операций при идентификации товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в рамках электронной торговли в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, утвержденного приказом Минфина России от 27.10.2021 N 164н (далее - Порядок).

2. Согласно положениям статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта, под таможенную процедуру реимпорта, являются:

1) соблюдение запретов и ограничений;

2) представление в таможенный орган сведений об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, ремонтных операциях, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории ЕАЭС;

3) помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

При этом в отношении отдельных категорий товаров, перечень которых определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 N 203 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур", установлены иные сроки, до истечения которых такие товары могут быть помещены под таможенную процедуру реимпорта.

4) сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории ЕАЭС, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Необходимо отметить, что данное требование относится исключительно к товару, но не к его упаковке. Таким образом, вскрытие упаковки для его осмотра покупателем, проверки, примерки и иных подобных действий само по себе не является изменением состояния товара.

5) возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС.

3. Исходя из положений части 8 статьи 203 Федерального закона таможенная процедура реимпорта может применяться в отношении международных почтовых отправлений (МПО), декларирование которых осуществляется с использованием документов Всемирного почтового союза, при одновременном соблюдении следующих условий:

- МПО не было вручено получателю;

- в отношении товаров в МПО не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

- в отношении товаров в МПО не установлены запреты и ограничения, а также не применяются меры защиты внутреннего рынка.

Возврат МПО в данном случае осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 19.09.2020 N 190н "Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов".

Если МПО было вручено иностранному получателю, но возникла необходимость их возвратить первоначальному отправителю, то возврат (пересылка) таких товаров осуществляется без их помещения под таможенную процедуру реимпорта с соблюдением требований Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", касающихся ввоза иностранных товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

4. Для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта таможенный орган должен идентифицировать товар, как ранее помещенный под таможенную процедуру экспорта.

Согласно пункту 1 статьи 341 ТК ЕАЭС товары, находящиеся под таможенным контролем, и документы на них, грузовые помещения (отсеки) транспортных средств, помещения, емкости и иные места, в которых находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации, а также путем отбора проб и (или) образцов товаров, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 27.10.2021 N 164н, направлен на регламентирование таможенного контроля в целях проверки соблюдения вышеприведенных условий помещения указанных товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Согласно данному Порядку, в качестве документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, подлежащих представлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 236 ТК ЕАЭС, используются инвойс и инвойс о возврате товаров (далее - возвратный инвойс).

Инвойс и возвратный инвойс представляются на каждую партию товаров и должны содержать сведения об отправителе, получателе, описании товаров, позволяющие его сопоставить со сведениями, указанными в таможенной декларации, стоимостью товаров и с уникальным идентификационным номером (далее - УИН).

В возвратном инвойсе должны быть указаны сведения о тех товарах, которые возвращаются иностранным покупателем, а также причины возврата. Данные сведения могут быть внесены, например, путем вычеркивания получателем товаров из возвратного инвойса тех позиций (товаров), которые им приняты, и оставлением тех позиций (товаров), которые подлежат возврату.

Причины возврата могут быть вписаны получателем товаров от руки либо проставления отметок ("галочек") в полях, содержащих варианты причин возврата.

При этом представление инвойса и возвратного инвойса не требуется, если отправителем и декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор.

5. Интернет-площадка (интернет-магазин) либо экспортер обеспечивает присвоение УИН каждой единице товара, в отношении которого посредством интернет-площадки (интернет-магазина) была совершена внешнеэкономическая сделка и который в соответствии с данной сделкой будет помещен под таможенную процедуру экспорта.

УИН должен состоять из 20 символов: цифр, букв латинского алфавита, а также может включать символ-разделитель (тире). Для достижения 20 символов в УИН могут проставляться нули (0) в начале или в конце номера.

УИН наносится на этикетку каждого товара или его индивидуальную упаковку, а также указывается в инвойсе, возвратном инвойсе, а также в описании товара в таможенной декларации.

6. Таможенный орган идентифицирует товары как ранее вывезенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если по результатам таможенного контроля установлено, что:

описание, характеристики товара, УИН, сведения об отправителе и получателе товара, заявленные декларантом при помещении товара под таможенные процедуры экспорта и реимпорта, совпадают;

в инвойсе и возвратном инвойсе указаны необходимые сведения и они идентичны сведениям, заявленным декларантом при таможенном декларировании товаров.

7. Если экспортированный товар, доставляемый экспресс-перевозчиком, не был вручен получателю (например, при не востребованности его адресатом или отказом от получения), то экспресс-перевозчик вносит соответствующую информацию в электронную систему отслеживания перевозок.

В данной ситуации документально подтвержденная информация экспресс-перевозчика о том, что товар не был вручен получателю, используется в качестве сведений об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 236 ТК ЕАЭС). При этом внесения сведений в возвратный инвойс не требуется.

Поскольку отправление и товары в нем остаются в неизменном состоянии, то идентификация осуществляется на основании сопоставления описания, характеристик товаров, сведений об отправителе и получателе товаров, заявленных декларантом при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и реимпорта.

8. Важно отметить, что положения ТК ЕАЭС не препятствуют декларантам ранее вывезенных товаров подтверждать соблюдения условий помещения данных товаров под таможенную процедуру реимпорта иным способом (например, путем использования иной маркировки, при условии, что она найдет свое отражение в таможенных и иных документах и сведениях, представляемых таможенным органам при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и реимпорта).

Из этого следует, что использование положений Порядка, в том числе нанесение УИН на товары, является правом экспортера (интернет-площадки), реализующей товары на экспорт. В случае использования положений Порядка, в том числе формирования и нанесения на товары УИН, идентификация экспортированных товаров при их реимпорте будет осуществлена в соответствии с требованиями Порядка.

В иных случаях (в том числе при отсутствии или утрате УИН) идентификация реимпортируемых товаров может быть осуществлена на основании представленных декларантом документально подтвержденных данных, что помещаемый под таможенную процедуру реимпорта товар является тем же товаром, который ранее был вывезен с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта.