10.12.13

В Читинской таможне прошло очередное в 2013 году заседание Консультативного совета с участниками внешнеэкономической деятельности

В Читинской таможне очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В заседании приняли участие: первый заместитель начальника таможни, начальник Читинского таможенного поста, начальники структурных подразделений, руководители и представители фирм и организаций, осуществляющие свою деятельность в регионе Читинской таможни.

На Консультативном совете обсуждались вопросы проведения таможенного контроля в отношении товаров декларируемых в регионе деятельности Читинской таможни и готовность участников ВЭД к переходу с 1 января на 100% электронное декларирование.

Открыл заседание Консультативного совета первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю Владимир Иванов. Он отметил важность рассматриваемых на совете вопросов и пожелал всем собравшимся плодотворной работы.

С докладом выступила Татьяна Хватова – начальник отдела применения системы управления рисками.

Она напомнила присутствующим, что принцип выборочности форм таможенного контроля закреплен положениями статьи 94 Таможенного Кодекса Таможенного Союза. Таможенные органы, исходя из этого принципа, должны ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками, целями применения которой является с одной стороны обеспечение мер по защите национальной (государственной) безопасности; выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства, с другой стороны - ускорение проведения таможенных операций и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов.

Приказом ФТС России от 26 сентября 2011 года № 1948, утвержден Временный порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности.

Татьяна Хватова рассказала присутствующим об эксперименте, который проводился в регионе деятельности Уральского и Приволжского таможенных управлений.

В соответствии с Временным порядком была определена степень выборочности применения мер по минимизации риска в отношении 43 производственных организаций, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности в регионе этих таможенных органов.

Это и анализ критериев в соответствии, с которыми в отношении товаров, перемещаемых участником, принималось решение о степени выборочности применения мер по минимизации риска, и анализ непосредственно применяемых мер по минимизации рисков, а также анализ полученных результатов в ходе эксперимента. Осуществлялось исследование и мнений участников ВЭД.

Согласно полученной информации было установлено, что среднее время выпуска при декларировании ввозимого производителями, работающими в рамках порядка, товара на сегодняшний день составляет 50 минут. Применение мер по минимизации рисков уменьшилось в разы.

Больше года действовал Временный Порядок, 24.12.2012 его действия приказом ФТС России от № 2603 было продлено до 01.07.2013.

Но уже 04.02.2013 приказом ФТС России № 202 данный порядок, скорректированный с учетом практического опыта, был распространен на все таможенные органы.

Так кроме таможенного досмотра в соответствии с принципом выборочности будут ограничены в применении такие меры, как экспертиза, отбор проб и образцов, запрос дополнительных документов и сведений, выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов.

А такая мера, как принятие структурными подразделениями таможни решений при проверке таможенной декларации по отдельным направлениям, несмотря на то, что будет содержаться в профиле рисков, вообще применяться не будет.

Исключением является только наличие явных признаков нарушения таможенного законодательства таких как:

- наличия у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и (или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о ввозимых товарах являются недостоверными;

- наличия информации о риске при ввозе товаров, поступившей из правоохранительных подразделений таможенных органов на таможенные посты, осуществляющие таможенные процедуры и таможенные операции в отношении товаров;

- выявления риска, содержащегося в срочном профиле риска, предусматривающего необходимость применения соответствующих мер по минимизации рисков.

Татьяна Хватова отметила, что рассчитывать на выборочный таможенный контроль могут только предприятия, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушений таможенного законодательства в случае выполнения критериев и при условии, что при таможенном декларировании товаров они одновременно является получателем (отправителем) и лицом, ответственным за финансовое урегулирование.

Основные критериями являются: производственная деятельность; наличие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок, предназначенных для производственных целей; чистых активов - не менее 1 миллиона рублей; уставной капитал - не менее 10 миллионов рублей; срок осуществления внешнеторговой деятельности - не менее одного года; отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; отсутствие постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других критериев. Решение о сборе и анализе информации для установления "лояльного" подхода со стороны таможенных органов к участникам ВЭД, принимается руководителем ФТС России при этом не только на основании докладной записки Управления рисков и оперативного контроля, но и непосредственного обращения участника ВЭД о проведении соответствующего анализа. Общий срок сбора и анализа информации в ФТС России не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения. Таким образом, ФТС России определила в отношении производителей довольно жесткие, вместе с тем для всех прозрачные правила игры по установлению выборочности контроля.

Вторым рассматриваемым пунктом на заседании Консультативного совета был вопрос о переходе с 1 января 2014 года на 100% электронное декларирование.

Начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Марина Медведева, выступившая по этому вопросу, напомнила, что с 1 января 2014 года декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме станет обязательным. На сегодняшний день 99,4% от всех поданных таможенных деклараций в регионе деятельности Читинской таможни регистрируется и выпускается в электронном виде.

Она отметила, что в соответствии с проектом Постановления Правительства Российской Федерации с 1 января 2014 года с использованием декларации на товары в письменной форме по выбору декларанта будет возможным декларировать товары:

1) сведения о которых отнесены к государственной тайне;

2) помещаемых под таможенные процедуры;

а) уничтожения в соответствии с главой 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Кодекс);

б) отказа в пользу государства в соответствии с главой 43 Кодекса;

в) помещенных под специальную таможенную процедуру в соответствии с главой 41 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон);

3) в случаях:

а) декларирования товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 Кодекса; б) декларирования товаров отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Кодекса;

в) перемещения товаров физическими лицами или в адрес физических лиц, определенных пунктом 2 статьи 355 Кодекса;

г) декларирования товаров с использованием в качестве декларации на товары карнета АТА, транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;

д) декларирования товаров в соответствии со статьей 217 Закона (декларирование незаконно ввезенных на территорию ТС товаров).

Начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля напомнила участникам ВЭД о качестве документов, формируемых декларантом в электронной форме и представленных затем в таможенные органы, в том числе и по вопросу корректности сведений, указываемых в графе 44 декларации на товары и транзитной декларации.

Электронный обмен документами и сведениями между таможенными органами и участниками ВЭД возможен не только при декларировании товаров и транспортных средств. В настоящее время ФТС России реализована возможность представления владельцами складов временного хранения (СВХ) в таможенный орган форм отчетности в электронном виде при наличии электронной подписи. Для реализации технологии информационного (электронного) обмена необходимо подключение информационных систем владельцев СВХ к Единой информационной системе таможенных органов.

В конце Консультативного совета руководители структурных подразделений таможни ответили на поступившие вопросы участников ВЭД и выразили надежду, что взаимопонимание между таможней и участниками ВЭД разрешит ряд вопросов, связанных с проведением таможенного контроля товаров в регионе деятельности Читинской таможни. Все пожелания и просьбы участников ВЭД, озвученные на заседании Консультативного совета, будут внимательно рассмотрены и учтены в работе таможни.

Для оценки уровня должностных злоупотреблений и проявления коррупции в таможенных органах Читинской таможни отделом инспектирования и профилактики правонарушений были разработаны анкеты для участников ВЭД. На Консультативном совете эти анкеты были вручены участникам ВЭД для заполнения. Сейчас данные анкет анализируются и будут доведены до руководства таможни.

Специалист по связям с общественностью Читинской Марина Бойко