26.03.08

Точность определения кода и страны происхождения товара – залог правильности начисления таможенных платежей

21 марта 2008 года в Кемерово завершился трехдневный семинар-совещание структурных подразделений товарной номенклатуры и торговых ограничений таможен и экспертно-криминалистических служб Сибирского таможенного управления.

Деятельность подразделений товарной номенклатуры и торговых ограничений СТУ можно разделить на три основных направления. Это, прежде всего, контроль за достоверностью классификации перемещаемых через таможенную границу товаров. Во-вторых, это - контроль за перемещением товаров, попадающих под действие запретов и ограничений. И, в-третьих, предотвращение ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации, выявление нарушений законодательства РФ об интеллектуальной собственности.

В течение трех дней специалисты по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности делились с коллегами теоретическими знаниями и практическим опытом по наиболее приоритетным направлениям в своей сфере. До сведения всех участвующих в семинаре была доведена информация об изменениях в нормативно-правовой основе, применяемой при контроле правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

Как заявили участники семинара, классификация товара и определение страны происхождения товара – одно из актуальных вопросов таможенного законодательства. Так как точное установление этих позиций позволяет определить ставку таможенной пошлины, а также необходимость получения разрешительных документов, таких как - лицензии и сертификаты соответствия и т.п. Код товара может быть определен неправильно не только потому, что участник внешнеэкономической деятельности не знает ТН ВЭД, но и если в целом невнимательно относится к процессу классификации товаров. Нужно уметь грамотно пользоваться правилами классификации товаров. «От точности отнесения товаров к той или иной товарной подсубпозиции по ТН ВЭД России зависит, прежде всего, величина таможенных платежей, а также соблюдение порядка применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Только в совершенстве овладев принципами построения и классификации ТН ВЭД Росси можно четко соблюдать законность и правильность перемещения грузов через таможенную границу Российской Федерации, - подчеркнул начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля СТУ Сергей Киселев. – Есть и желание недобросовестных участников ВЭД умышленно уклониться от уплаты таможенных платежей или уменьшить их, обойти запреты и ограничения при экспорте и импорте отдельных видов товаров путем представления в таможенные органы недостоверных сведений о коде товаров. Бывают также ситуации, когда даже законопослушные участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с трудностями, связанными с определением кода товара. Если возникают трудности при определении кода, то стоит воспользоваться услугами таможенных брокеров или обратиться в Федеральную таможенную службу с заявлением на предварительную классификацию товара на основании статьи 42 Таможенного кодекса Российской Федерации».

Проблема нарушения прав интеллектуальной собственности в настоящее время стоит достаточно остро. В настоящее время объем мировой торговли контрафактной продукцией оценивается в 630-650 млрд. долларов США, что составляет порядка 6-7% от объема всей международной торговли. На сегодняшний день защита прав интеллектуальной собственности и пресечение фактов перемещения через таможенную границу контрафактной продукции являются одними из приоритетных направлений работы таможенных органов России. Актуальность данной проблемы в том, что производители фальсифицированной продукции не платят в бюджет налоги, таможенные и другие платежи. Это провоцирует снижение объемов продаж товаров, принадлежащих добросовестным российским и иностранным производителям. В целом, ухудшаются условия для развития конкурентоспособной российской экономики. Теряется и инвестиционная привлекательность для иностранных производителей известных торговых марок. В связи с этим, несомненно, основную роль по противодействию транснациональному перемещению контрафактной продукции во всем мире играют таможенные службы. Поэтому перед ФТС России стоит важная и ответственная задача по противодействию ввозу фальсифицированных товаров. Так, за 2007 год сибирскими таможенниками изъято из незаконного оборота более 420 тысяч единиц контрафактной продукции. Номенклатура контрафактной продукции достаточно разнообразна – спортивная одежда, обувь, джинсовая одежда, водка, зачасти на автомобили, СD, DVD, а также и другие товары народного потребления.

«Масштабность вытеснения контрафактом оригинальной продукции настораживает. Рынок подделок составляет значительную часть теневого оборота, а это, как следствие, приносит колоссальные недопоступления денежных средств в государственную казну и представляет угрозу экономической безопасности страны. Сегодня без активной позиции заинтересованной стороны - честно работающего бизнеса - надежно защитить в России права интеллектуальной собственности при экспортно-импортных операциях практически невозможно. Только взаимодействуя, обмениваясь информацией, могут быть достигнуты какие-либо определенные результаты в прекращении потока поддельных товаров в нашу страну, - Сергей Киселев. - Развитие цивилизованного потребительского рынка в России во многом зависит от результата профилактических и практических мероприятий не только правоохранительных органов, но и подразделений (функциональных групп) по защите прав интеллектуальной собственности отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений таможен Сибирского таможенного управления».

По мнению участников семинара-совещания, существует ряд проблемных вопросов, возникающих на различных этапах контроля соблюдения законодательства о защите прав интеллектуальной собственности. К таковым, безусловно, относится отсутствие программного средства, специально разработанного для досмотровых подразделений, а также для работы в условиях пунктов пропуска, в составе функциональных возможностей которого имеется оперативное получение сведений о конкретных объектах интеллектуальной собственности, входящих в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (с полным описанием всех отличительных признаков). Кроме того, в последнее время проблемой является и то, что правообладатели, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы государство (и в частности таможенные органы) защищало их права и интересы, проявляют некоторую пассивность и не хотят оказывать помощь в борьбе с контрафактной продукцией. Зачастую подобная пассивность объясняется тем, что правообладатель опасается ответственности, которую он несет в соответствии со статьей 397 Таможенного кодекса РФ имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, либо получателю товаров в результате приостановления выпуска товаров. Отказ правообладателей сотрудничать с таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных, объясняется еще и тем, что потенциальный ущерб, причинённый правообладателю незначителен, и правообладатель не заинтересован предпринимать необходимые активные действия.

Особое значение на семинаре было уделено вопросам взаимодействия с другими структурными подразделениями при осуществлении контроля правильности классификации товаров, в частности, с экспертно-криминалистической службой (ЭКС). Необходимость в производстве экспертиз у таможен СТУ ежегодно возрастает, служба работает в полную силу. Сотрудники ЭКС имеют возможность проводить идентификационные экспертизы различного вида, в зависимости от групповой принадлежности, назначения или происхождения товара, материаловедческие экспертизы, экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, товароведческие экспертизы различного вида товаров, связанные с определением характеристик товаров или их стоимости, технологические экспертизы по согласованию и определению норм выхода продуктов переработки товаров.

Главная проблема – сроки выполнения экспертиз, которые затягиваются до двух месяцев. По словам представителей ЭКС, это происходит по объективным причинам. Во-первых, дефицит кадрового состава службы загруженность сотрудников. Средняя нагрузка на одного человека в месяц по экспертизам - 15 экспертиз, количество исследованных объектов - 433 в месяц. Показатель общего количества выполненных экспертиз является одним из показателей, характеризующих напряженность деятельности службы, а также является косвенным показателем интенсивности взаимодействия с таможенными органами. В 2007 году специалистами ЭКС г. Новосибирска выполнено почти 5,5 тысяч экспертно-исследовательских работ, что на 1,5 тысячи больше, чем в 2006 году (около 4 тысяч экспертиз). Как уже говорилось, количество экспертиз, проводимых специалистами ЭКС, растет ежегодно, а штат экспертов остается неизменным. Во-вторых, большинство экспертиз являются многокомпонентными, что тоже увеличивает общее время. В-третьих, зачастую в постановлении на назначение экспертизы отсутствует точная формулировка, что конкретно необходимо исследовать. Все это ведет к излишней работе эксперта-криминалиста. Участники семинара разработали рекомендации совместно с представителями экспертно-криминалистической службы, чтобы сократить время проведения экспертиз.

В заключительный день семинара был проведен «круглый стол», на котором его участники еще раз смогли высказаться, задать друг другу вопросы, получить ответы, поделиться с коллегами опытом и определить приоритетные направления на перспективу. В своем завершающем выступлении начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров СТУ Александр Лепехин отметил: «Каждый год мы выявляем нарушения по классификации товара и определению страны происхождения товаров. Конечно, очень многое зависит от уровня знаний таможенного законодательства и профессионализма самих декларантов и участников ВЭД. Кроме того, появляются новые товары, которые сложно или практически невозможно классифицировать. Я вижу два пути решения данной проблемы. Первое – требуются высококвалифицированные специалисты в области ТН ВЭД, которые обучали бы должностных лиц как подразделений товарной номенклатуры и торговых ограничений, так и таможенных постов. Второе - развивать институт предварительных решений до таможенного оформления товара. В большинстве стран мира предварительное решение классификации товара широко распространено, так как позволяет сократить время проведения таможенных процедур, что, в конечном итоге, приводит к ускорению таможенного оформления. Еще одним преимуществом для участников ВЭД является то, что предварительное решение о классификации товара действительно на всей территории России действует в течение пяти лет. В настоящее время уполномочено принимать предварительные решения только Управление товарной номенклатуры ФТС России. Правда, к концу нынешнего года, выдачу предварительных решений, возможно, передадут в региональные управления, а контроль сохранят за ФТС России. На мой взгляд, данные решения, конечно же, не исключат полностью нарушения в классификации товаров, но будут способствовать их снижению».

Пресс-служба СТУ 26.03.08