09.01.20

Таможенные платежи после вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС

Ирина Владимировна Булычева, заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России.

Стенограмма выступления на конференции «Актуальные вопросы таможенного регулирования ВЭД», организованной Союзом «Московская торгово-промышленная палата», 11 декабря.

«Таможенные платежи. Традиционно обращу ваше внимание на то, что у нас достаточно сложное нормативно-правовое регулирование вопросов уплаты таможенных платежей. Вам тоже сложно ориентироваться. Надеюсь, все привыкли, что мы смотрим не только в законодательство Российской Федерации, но и обращаемся в законодательство Евразийского экономического союза, внимательно отслеживаем изменения, которые у нас происходят как в Решениях Евразийской экономической комиссии, так и изменения, которые могут происходить на более высоком уровне. Например, все мы долго ждали принятие Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Лично мы ждали в части возможности использования аванса. В Ереване 1 октября 2019 г. состоялся Высший Евразийский экономический совет, где прошло подписание этого Протокола. Все внутригосударственные процедуры по его согласованию пройдены, наши руководители его подписали. Теперь осталась только внутренняя ратификация. После того, как Протокол будет ратифицирован во всех странах, он вступит в силу. Обращаю ваше внимание на то, что вступление в силу Протокола будет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарием по дипломатическим каналам связи получено последнее письменное уведомление о выполнении всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого Протокола. У нас - это ратификация. На сегодняшний день у нас подготовлены все необходимые документы. В настоящее время они проходят окончательное согласование для получения заключения Минюста. До Нового года вряд ли успеют ратифицировать этот Протокол, но надеюсь, что в ближайшее время после Нового года эти процедуры в России будут завершены. Такого же ждем от наших коллег. Пока нет никаких подводных камней, все идет своим чередом. Ожидаем, что к лету у нас будет вступление в силу этого Протокола.

Обращаю внимание, что у нас вопросы таможенных платежей, порядок уплаты, порядок возврата, порядок взыскания в большей степени регулируются не законодательством ЕАЭС, а Федеральным законом №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Все отсылочные замороженные нормы, которые были завязаны на Протокол, вступят в силу одновременно с вступлением в силу Протокола. Никаких дополнительных изменений в 289-ФЗ, никаких дополнительных нормативных правовых актов ждать не надо. Как только вступает в силу Протокол, вступает в силу положение 289-ФЗ, оставшееся в части платежей. Соответственно, положения 311-ФЗ прекращают применение. Они больше не применяются. Считается, что 311-ФЗ весь утратил силу, но применению подлежат положения 311-ФЗ до вступления в силу положений 289-ФЗ в части авансов, в части исполнения обязанностей и т.д. Больше применяться они не будут с момента вступления в силу Протокола.

Надеюсь, что к апрелю все вступит в силу. Нам важен этот Протокол, потому что это даст возможность использовать авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, окончательно позволит расширить процедуру применения учета денежных средств по единому остатку. Также все нормы и нормы по срокам, о которых мы говорим в рамках пока еще апробационных технологий уплаты таможенных платежей, будут иметь законный статус, и их соблюдение будет безоговорочным.

Суммы ввозных таможенных пошлин, которые в момент вступления в силу Протокола имеют статус предоплаты по ввозным таможенным пошлинам (то есть внесены на КПК ввозных таможенных пошлин) фактически приобретут статус авансовых платежей. С момента вступления в силу Протокола они признаются авансовыми платежами. Соответственно, распоряжение ими может быть по любым видам таможенных платежей. Тут есть большой плюс для вас. На сегодняшний день по ввозным таможенным пошлинам существует такая коллизия. В 311-ФЗ также есть общая норма по возврату – это то, что невостребованные суммы в течение трех лет возврату не подлежат. При этом ввозные пошлины мы не можем зачесть в бюджет, так как этой нормы нет. Соответственно, по отдельным участникам ВЭД сохраняется остаток по ввозным пошлинам, который физически вернуть невозможно на сегодняшний день. Можно использовать в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Перечислены в бюджет они быть не могут. Заодно решится вопрос с этими суммами, потому что они перейдут в авансовые платежи, и можно будет спокойно их вернуть. Я так предполагаю. Мы, конечно, проработаем еще раз этот вопрос с нашими коллегами из стран ЕАЭС. Не секрет, что самым значительным камнем преткновения при подготовке Протокола являлась позиция наших коллег по Союзу. Как только ввозная пошлина поступает на сегодняшний день на КБК ввозной таможенной пошлины, она подлежит распределению. В соответствии с новым порядком, все денежные средства будут поступать на аванс, распределение в момент их внесения происходить не будет. Протоколом предусмотрено, что распределение будет происходить в течение 5 рабочих дней со дня, как будет распоряжение об их уплате в счет ввозных таможенных пошлин. Это было самым большим камнем преткновения. Надеюсь, что можно будет использовать остатки. Это уже большой плюс. Также надеюсь, что мы найдем понимание с нашими коллегами из других стран. Это то, что касается Протокола.

Напомню, что на сегодняшний день мы пока пользуемся приказом №1329 об апробации единого ресурса лицевых счетов плательщика. Этот приказ позволяет нам уже сейчас применять процедуру уплаты с авансов таможенных платежей.

КБК. На данный момент мы применяем два КБК: авансовые платежи и ввозная пошлина. Как только вступает в силу Протокол, то остаются только авансовые платежи. Вступает в силу статья 30 289-ФЗ. Смысл в том, что меняется порядок уплаты по законодательству. Остается одно основное общее положение: уплата таможенных пошлин, налогов осуществляется путем распоряжения авансами. Это общее положение. Все, что идет дальше – это частные случаи. Это отдельные случаи для физических лиц. Это отдельные случаи, когда идет исполнение обязанностей путем обращения взыскания по товарам, за счет стоимости товаров; когда идет обращение взыскания по обеспечению и т.д. Общие случаи исполнения обязанностей – это распоряжение авансами. Самый общий случай распоряжения авансами – это подача лицом таможенной декларации. Если декларация подана и что-то происходит после выпуска, или до выпуска возникает необходимость изменить сумму, подлежащую уплате таможенных пошлин и налогов, то это корректировка декларации. Также у нас идет заявление о совершении операций, предусмотренных п. 1 и п. 2 статьи 277 ТК ЕАЭС. Это заявления по операциям, по ремонту, по временно вывезенным ТСМП. Подача заявления о возврате авансовых платежей также считается распоряжением авансовыми платежами. Подача заявления об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, процентов и пени. И последнее – это подача заявления о зачете авансовых платежей в счет исполнения обязанностей по уплате пошлин и налогов в соответствии с особенностями таможенного декларирования трубопроводным транспортом. Там тоже предусмотрено заявление.

Всех призываю привыкать работать с корректировками деклараций. Всегда были нарекания к самой корректировке, к самой процедуре, но все же есть позитивное движение в этом направлении. Возможно, программное средство не позволяет нам двигаться такими семимильными шагами, до которого дошло сознание таможенных органов, но подвижки есть. Решение №8 ЕЭК о внесении изменений в Решение №289 ЕЭК (это корректировки таможенной декларации) от января 2019 года частично вступает в силу 1 января 2021 г. Мы, как платежники, его ждали, так как оно решало наши проблемы по корректировке, по максимально быстрой уплате таможенных платежей, по распоряжению этими авансами. Но, к сожалению, наши технические средства отстают. Так как Решение об изменении срока вступления его в силу было скоропалительным, так как оно не обсуждалось и не готовилось заранее, то нашли такой максимально простой выход, как взять и полностью отложить вступление его в силу. Нам, как платежникам, ряд положений жизненно необходим. Это в части распоряжения авансами, это в части погашения задолженностей. Это автоматические корректировки. Когда корректировка делается таможенным органом, и участник принимает ее и готов только поправить графу B и быстро все оплатить. Но, к сожалению, скопом все Решение было перенесено по вступлению в силу. Однако это не означает, что мы будем ждать 2021 года абсолютно спокойно и ничего делать не будем. Все движется своим ходом, программные средства совершенствуются, разрабатываются. Я надеюсь, что уже к апрелю 2020 года погашение задолженности будет реализовано. Достаточно будет указать ИНН в графе B с тем, чтобы сумма, которая начислена в графе 47, была уплачена.

Возвращаясь к распределению еще раз напомню, что на сегодняшний день администрирование, ведение ваших лицевых счетов, администрирование таможенных платежей осуществляется по принципу налогового учета плательщиков. Все единые лицевые счета распределены между региональными таможенными управлениями, которые отвечают за качество и за всю работу, проводимую с вашими лицевыми счетами, в том числе за возвраты. Если есть какие-то вопросы по отчетам о расходовании, то вы обращаетесь по своему налоговому учету в соответствующее региональное таможенное управление».

Вне зависимости от места декларирования с учетом того, что у нас еще не все центры электронного декларирования, не во всех регионах функционируют. Это поэтапный процесс. Но в части платежей у нас достигнута централизация. Вне зависимости от места декларирования, вне зависимости от того, где находится ваш товар, администрирование ваших денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей или ввозной пошлины, осуществляется тем региональным управлением, к региону деятельности которого вы относитесь по налоговому учету. Расходовать деньги вы также можете в любом месте, в любом таможенном органе. Раньше было много технических ошибок, когда ошибались в указании таможенного кода таможенного органа. На сегодняшний день это почти исключено».

Вопрос: «Из-за такой централизации нет возможности оперативно решать вопросы, связанные с корректировками, возникшими из-за неправильного администрирования платежей. Сегодня я столкнулась с ситуацией, когда на сайте опубликовано 5 телефонов, по которым дозвониться невозможно. Каким образом я должна обращаться в таможенный орган в случае, если декларация оформлена, например, в таможне непосредственного подчинения, а администрирование ведется Центральным таможенным управлением? С кем связываться и кому подавать заявление о возврате?»

Ответ: «Еще в 2012 году был заказ со стороны бизнес-сообщества на возможность использования денежных средств, уплачиваемых в счет таможенных платежей в любом таможенном органе. Общий посыл плана мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования заключался в удалении таможни от бизнеса. Говорилось, что таможня погрязла в коррупции, связка «инспектор-участник ВЭД» должна быть разорвана, все должны быть равны. На сегодняшний день в части таможенных платежей все равны. Вы не обращаетесь к конкретному инспектору. Для Центрального таможенного управления вы такой же участник, как и все остальные, они не имеют с вами личных контактов. По мере того, как это стало внедряться в работу, были вопросы на тему того, где же наш инспектор.

Следующий вопрос. Когда мы говорим про уплату авансов, про администрирование единых лицевых счетов, то мы говорим о платежном блоке. А именно о движении денежных средств, об их отражении, об их учете, о возможности обращения к этой информации любого таможенного органа, вне зависимости оттого, куда вы подаете таможенную декларацию. Вопросы возврата авансов решаются отделом контроля электронных платежей (ОКЭП) регионального таможенного управления. Наиболее часто возникают проблемы в корректировке декларации. Этим ОКЭПы регионального таможенного управления не занимаются. Я уже говорила, что корректировки мы подтягиваем, но не так быстро, как хотелось бы. Хотелось бы, чтобы это происходило также легко и просто, как вы сейчас можете распорядиться своими денежными средствами, своими авансовыми платежами. Это более сложный вопрос. С учетом того, что не все центры электронного декларирования созданы, соответственно часть регионов работает по-старому, а часть - по-новому, где есть электронная таможня, центр электронного декларирования, таможня фактического контроля. Это свои взаимосвязи, свое взаимодействие между ними, свое распределение полномочий, в том числе, по принятию решений по результатам таможенного контроля, по корректировкам деклараций и т.д. Часть регионов пока живут без электронных таможен, без центров электронного декларирования. Там сохраняется старый подход к совершению таможенных операций. Говоря о старом подходе, можно сказать, что это громоздкая процедура корректировки, громоздкий порядок, который не во всех случаях оправдан. Даже говоря о центре электронного декларирования, говоря о посте, на который вы подаете декларацию, можно сказать, что сократились сроки выпуска, присутствует жесткий регламент по работе с подаваемыми декларациями. Не буду давать оценку хорошо это или плохо, так как неправильно ее сейчас давать. Корректировки, которые совершаются после выпуска товара, идут фактически по остаточному принципу. Эти корректировки делает все тот же пост, на который идут вновь подаваемые декларации. Надеюсь, что эта проблема, если не полностью, то на 80% будет решена к 2021 году. В целом, в Решении №8, в тех изменениях, которые закладывались в Решение №289, упрощается в ряде случаев сама корректировка декларации на товары, в том числе, когда эту корректировку делает таможенный орган после выпуска товара, убирается связка, что корректировку делает таможенный орган, в который была подана декларация. Это тоже существенно упростит работу. На сегодняшний день мы готовы к мысли о том, что тот, кто принимает решения по результатам таможенного контроля о внесении изменений в декларации, тот эту корректировку и осуществляет. Планируется, что это будет автоматически и достаточно просто. Соответственно, это уйдет с постов, которые заточены на выпуск товаров с соблюдением сроков и с соблюдением условий выпуска. Это значительно сократит сроки корректировок. Если вы посмотрели Решение №8, то увидели, что там уже в отдельных случаях устанавливается жесткий срок внесения изменения в декларацию - 3 рабочих дня. Не 30, а 3 рабочих дня. Почему такое внимание к корректировкам? Как только корректировка принята, то это сигнал для единых лицевых счетов, чтобы с вашими денежными средствами, будь то платежи – они будут возвращены; будь то авансы – они будут зачтены в счет уплаты».

Вопрос: «Я столкнулась с ситуацией, когда в результате технической ошибки или по недосмотру, но деньги не были возвращены. В этой ситуации нет процедуры, куда можно обратиться и в какой форме? В форме заявления о возврате? В какую таможню? В Центральное таможенное управление или в таможню оформления? Я имею ввиду излишне уплаченные платежи, если речь идет о временной полной декларации при экспорте, когда полная декларация закрывает временную».

Ответ: «Если техническая ошибка в декларации, то должна быть скорректирована декларация. Неважно, техническая ошибка или требуется внесение изменений не из-за технической проблемы. Для того, чтобы излишне уплаченные таможенные пошлины и налоги восстановились на авансах, чтобы был осуществлен возврат в форме зачета их в авансы (то, что предусмотрено 289-ФЗ и приказом №1329), для этого должна быть соответствующая корректировка, если есть ошибка в самой декларации. Если в декларации все соответствует и все верно, если техническая ошибка в плане отражения информации на единых лицевых счетах, то это вопрос к вашему администратору, к отделу, который ведет ваш единый лицевой счет. Если вы говорите, что это Центральное таможенное управление, то тогда вопрос к ним. На мой взгляд, это странный вопрос ошибки. В практике это бывает достаточно редко. В случае временного периодического декларирования – это ЦТУ. Если не было ошибки в самой декларации, если в самой декларации правильно отражены все суммы и правильно заполнены графы, то ЦТУ является вашим адресатом в вопросе невозврата на авансы этих денежных средств. С учетом того, что это временное периодическое декларирование, то теоретически допускаю, что может быть какой-то нюанс возник у ЦТУ. По сути, у вас излишняя уплата, но на самом деле и 289-ФЗ, говоря о временном периодическом декларировании, и Таможенный кодекс не относит напрямую эти платежи к излишней уплате. Это иные случаи возврата денежных средств. Кодекс разделяет возврат, излишне уплаченный. Излишне уплаченные – это те суммы таможенных пошлин и налогов, которые превышают сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством. С учетом того, что при временном периодическом декларировании вы не то, что вносите сумму, большую, чем подлежало бы уплате, соблюдая все нормы законодательства, должны вернуть часть денежных средств. Поэтому напрямую эти денежные средства не являются излишне уплаченными и относятся к иным случаям возврата. Тем не менее, процедура та же самая, они должны быть зачтены в авансовые платежи, и вы должны увидеть их в авансах».

"Альта-Софт"