16.05.12

Таможенники России и Латвии договорились о сотрудничестве в работе по сокращению очередей

В Себежской таможне в рамках реализации Программы международных связей Федеральной таможенной службы на 2012 год по инициативе российской стороны состоялась рабочая встреча руководства таможни с представителями таможенной службы Латвийской Республики, сообщает Пресс-служба СЗТУ. В качестве экспертов в ней также приняли участие представители пограничных служб России и Латвии.

Российскую группу участников встречи возглавлял начальник Себежской таможни Виктор Касьянович Цыганов, латвийскую – заместитель начальника Таможенного управления Службы государственных доходов Латвийской Республики Сандра Карклиня-Админе.

Встречи подобного рода в Себежской таможне проводятся регулярно. Предыдущая состоялась в конце ноября прошлого года и была посвящена рассмотрению мер по сокращению очередей на границе. Тогда была выражена обоюдная заинтересованность в необходимости администрирования вопросов взаимодействия по устранению очередей и недопущению задержки транспортных средств при прохождении границы и исключению неритмичности подачи транспортных средств.

Основным вопросом нынешней встречи также стало обсуждение складывающейся ситуации по подаче транспортных средств на въезд в Россию из Латвии в пункте пропуска Бурачки.

МАПП Бурачки является важнейшим и наиболее загруженным пунктом пропуска в Псковской области, поскольку федеральная трасса «Рига-Москва» – самый короткий и наименее затратный и в денежном, и временном эквиваленте путь, соединяющий центр России с европейскими странами. Поэтому понятно пристальное внимание российских таможенных органов всех уровней к складывающейся здесь ситуации и к бесперебойному обеспечению транзитных перевозок, созданию условий, способствующих оптимальному и правомерному контролю товарооборота между странами Евросоюза и Российской Федерацией.

Буквально накануне в МАПП «Бурачки» состоялось рабочее совещание по вопросу задержки подачи транспортных средств со стороны Латвийской Республики с участием руководства Федеральной таможенной службы и Северо-Западного таможенного управления, в ходе которой обсуждались и проблемные вопросы предельной пропускной способности пункта пропуска, и скорость оформления должностными лицами поста транспортных средств, и эффективность работы программных продуктов, а также меры, принимаемые таможенным постом, по совершенствованию организации таможенного контроля в пункте пропуска, оптимизации сроков прохождения товаров, транспортных средств и недопущению очередей.

С целью устранения причин скопления транспортных средств в МАПП Бурачки ФТС России, СЗТУ, руководством Себежской таможни принимаются соответствующие меры, дающие свои положительные результаты.

Как доложил начальник Себежской таможни Виктор Цыганов, на протяжении последних лет особо остро стоит проблемный вопрос скопления транспортных средств на сопредельной стороне, и для увеличения пропускной способности в МАПП Бурачки оборудованы дополнительные рабочие места для осуществления таможенных операций и проведения иных видов государственного контроля. Оптимизирована расстановка должностных лиц по направлениям въезд/выезд, что позволяет поддерживать пропускную способность пункта пропуска Бурачки в прошедшем месяце в среднем 350 единиц в сутки на въезд в РФ и 250 единиц в сутки на выезд из РФ.

Начальник службы организации таможенного контроля Себежской таможни Наталья Николаева представила латвийским коллегам аналитическую информацию, характеризующую динамику образования очередей в Российскую Федерацию, графики пропускной способности таможенного поста МАПП Бурачки.

Она проинформировала, что средняя пропускная способность пункта пропуска «Бурачки» в апреле увеличилась на 11% на въезд в РФ и на 10% на выезд из РФ.

Основными причинами увеличения количества грузовых транспортных средств, находящихся в очереди перед пунктами пропуска Трехово – Бурачки она назвала закрытие на реконструкцию грузового направления ближайшего пункта таможенного оформления «Григоровщина» на латвийско-белорусской границе, нерегулярную подачу и прием грузовых транспортных средств со стороны пункта пропуска «Терехово», увеличение сезонной активности участников ВЭД, а также ряд объективных причин связанных с особенностями пунктов пропуска и привлекательностью для автоперевозчиков автомагистрали Москва – Балтия.

И в дальнейшем прогнозируется увеличение товаропотока через пункт пропуска предположительно на 10%. Это связано с вступлением в силу Приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами». Согласно данному приказу МАПП «Бурачки» включен в этот перечень.

Учитывая, что Себежская таможня реализовала ряд мер, направленных на увеличение пропускной способности МАПП Бурачки, российские таможенники предложили своим латвийским коллегам впредь поддерживать ежесуточную подачу грузовых транспортных средств на въезд в Российскую Федерацию на уровне не менее 400 единиц, прием из Российской Федерации на уровне не менее 250 единиц. Данное предложение вызвало понимание и поддержку латвийских таможенников.

Начальник отдела таможенных пунктов пропуска Латгалии Таможенного управления Службы государственных доходов Латвийской Республики Гунтарс Лойтс подтвердил, что такого «всплеска» активности автоперевозчиков на протяжении шести последних лет в это время года не было, назвав в перечне причин образования очередей весенние праздники. Он высказал прогноз, что очереди будут расти вследствие выхода европейских стран из кризиса и повышения экономической активности. Отметил, что при ежегодном увеличении очередей порядка 10%, пропускная способность также увеличивается.

Гунтарс Лойтс, выразил обеспокоенность, что очередей в ближайшее время не избежать, перераспределения товаропотоков не планируется. И вопрос очередей не решить без определенных капиталовложений, развития инфраструктуры пунктов пропуска.

Обсуждая статистические данные по объему очередей, начальник Тереховского пограничного пункта Государственной пограничной службы Латвийской Республики Марис Цибулскис подтвердил, что латвийская сторона предоставляет реальные цифры по количеству транспортных средств, находящихся в очереди на пересечение границы. Пояснил порядок работы электронной очереди.

Сандра Карклиня-Админе сообщила, что в настоящее время в целях сокращения очередей в пунктах пропуска разрабатывается проект информационной электронной системы бронирования времени пересечения границы в пограничной очереди (по аналогии с системой электронных очередей на эстонско-российской границе). Забронировать очередь можно будет в Интернете, по телефону, при этом остается возможность забронировать очередь непосредственно на границе.

Себежские таможенники проинформировали коллег о вступлении с 17 июня 2012 года в силу решения Комиссии Таможенного союза «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Начиная с этой даты, все без исключения участники ВЭД в обязательном порядке должны предварительно проинформировать российские таможенные органы о товарах, ввозимых автомобильным транспортом не менее, чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. В случае непредставления предварительной информации будет осуществляться возврат транспортных средств на территорию сопредельного государства.

Несмотря на то, что предварительное информирование таможенными органами применяется с 2005 года, в настоящее время по перемещаемым через границу в МАПП «Бурачки» транспортным средствам порядка 8% предварительная информация отсутствует.

Латвийская сторона выразила озабоченность, что часть транспортных средств может быть возвращены в связи с отсутствием предварительной информации. В целях исключения случаев возврата стороны признали целесообразным размещение информации в пункте пропуска на латвийской стороне о введении обязательного предварительного информирования с 17 июня. Латвийская сторона также предложила рассмотреть возможность размещения данной информации на своих Интернет-ресурсах.

Еще один вопрос, который был рассмотрен на международной встрече, касался современных изменений в зоне деятельности Себежской таможни. Латвийским коллегам была предоставлена информация о ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, что повлияло на развитие таможенно-логистической инфраструктуры в непосредственной близости от российско-латвийской границы.

В завершении встречи стороны выразили обоюдную заинтересованность в необходимости администрирования вопросов взаимодействия по устранению очередей, отметили необходимость проведения внеплановых совместных рабочих встреч на уровне начальников таможенных постов с участием Пограничных служб России и Латвии для решения оперативных вопросов. Ими была высказана заинтересованность в своевременном взаимном информировании о возникающих проблемах и принимаемых мерах реагирования.

VCH.RU