07.04.06

Состоялось заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Уральском таможенном управлении

На повестке заседания стояло два основных вопроса. Сначала был заслушан доклад об основных положениях системы управления рисками и формировании перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме. Вторым пунктом участники совета заслушали информацию о порядке обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Всемерное содействие развитию внешней торговли требует от таможенных органов четкого администрирования процессов таможенного оформления и проведения качественного таможенного контроля, одним из ключевых элементов которого является система управления рисками (СУР). Такая система основана на принципе выборочности таможенного контроля и используется при определении его форм путем анализа всей имеющейся у таможенных органов информации о возможных фактах нарушений таможенного законодательства. Применение СУР способствует как созданию благоприятных условий для участников ВЭД, так и повышению их дисциплины в соблюдении таможенного законодательства.

В настоящее время в зоне ответственности Уральского таможенного управления благодаря применению новых таможенных технологий 99,1% всех товаров и транспортных средств оформляется в сжатые сроки- в течение 1 дня. Объем таможенных досмотров сократился до 16% при импорте и 8% при экспорте. Применение СУР в 2005 году позволило за счет мер по минимизации рисков при таможенном оформлении довзыскать около 80 миллионов рублей. Прямые меры (а их сейчас в арсенале таможенников- 76) реализуются через профиль риска, включающий в себя совокупность сведений об области и индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска, и являющийся результатом аналитической работы таможенных органов по всем направлениям деятельности.

Говоря о практике работы Уральского таможенного управления по формированию Перечня лиц, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении производится не в полном объеме, на Консультативном совете было отмечено, что ФТС России утверждена специальная Инструкция о действии должностных лиц таможенных органов при формировании и применении такого Перечня (Приказ ФТС России от 04.05.2005 409). В этом документе определены требования к субъектам ВЭД, которые могут быть включены в Перечень, а также преимущества для них при таможенном оформлении товаров. Перечень представляет собой список лиц, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, с указанием направлений деятельности, по которым таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме. Так, в настоящее время в УТУ ведутся проверки (о возможности включения в Перечень) по 28 участникам ВЭД, среди которых такие заводы, как ОАО ММК , ОАО ВИЗ-Сталь , ОАО НТМК , по 6 предприятиям материалы уже направлены в ФТС России, еще по двум организациям принято решение об отказе.

На сегодняшний день основной проблемой при рассмотрении материалов по участникам внешнеэкономической деятельности региона для включения их в Перечень является отсутствие информации по финансовой устойчивости предприятия, а также ошибки в заполнении документов, необходимых для включения в Перечень. В связи с этим, подводя итоги, участники заседания решили о необходимости проведения рабочих встреч представителей таможенных органов УТУ с руководством производственных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, с целью разъяснения порядка формирования Перечня. Кроме того, было решено подготовить предложения по формированию реестра добросовестных участников ВЭД с целью рассмотрения их для включения в Перечень лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении производится не в полном объеме.

Вторым пунктом на Консультативном совете рассматривался вопрос о порядке обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц в порядке главы 7 Таможенного Кодекса Российской Федерации.

Седьмая глава Таможенного кодекса РФ в целях эффективного восстановления прав участников отношений в области таможенного дела определяет процедуру пересмотра неправомерных решений таможенных органов и их должностных лиц. Так, в 2005 году Уральским таможенным управлением были рассмотрены 24 жалобы физических и юридических лиц, еще 89 жалоб рассмотрены в судебных органах.

Существует ряд требований к форме и содержанию жалобы. Жалоба должна быть оформлена в письменной форме (за исключением случаев, когда используется упрощенный порядок в соответствии со ст.57 ТК РФ), а также подписана лицом, подающим жалобу, с указанием фамилии, имени, отчества или наименованием лица, и содержать данные о месте его проживания или местонахождении. Также указывается наименование таможенного органа, должности, Ф.И.О. должностного лица таможенного органа (если оно известно), чьи решения, действие (бездействие) обжалуются. При этом, заявитель должен указать, каким решением либо действием (бездействием) нарушены его права, привести реквизиты обжалуемого решения, описать действия или бездействие должностного лица, а также назвать обстоятельства по которым оно обжалуется. Лицо, подающее жалобу вправе самостоятельно определять, что обжаловать, как излагать свою позицию и чем доказывать свою правоту.

Физические и юридические лица могут обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие их права и свободы, как непосредственно в суд, арбитражный суд, так и вышестоящий таможенный орган. При одновременном направлении в таможенные органы и в суд, жалоба будет рассматриваться судом. При этом, общий срок рассмотрения жалоб таможенным органом 1 месяц, в арбитражном суде 2 месяца. Решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица оформляется по форме, определенной Минэкономразвития России и может быть обжаловано в 3-х месячный срок. Его копия направляется в адрес заявителя в общие сроки рассмотрения жалобы (ст.56 ТК РФ).

Принимая во внимание существующий порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, таможенные органы УТУ ориентированы на то, чтобы возникающие спорные ситуации рассматривать незамедлительно и на местах, а также принимать меры к досудебному урегулированию споров. В связи с чем, участники Консультативного совета приняли решение провести анкетирование участников ВЭД региона по выявлению основных причин обжалования в судебном порядке решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела, а также подготовить соответствующие методические рекомендации для направления их членам Консультативного совета.

Пресс-служба УТУ 06.04.2006