06.04.07

Системное усиление таможенного контроля на Дальнем Востоке привело к сокращению «серого» импорта товаров китайского производства

Проблемы контрабанды китайского товара является узким местом не только дальневосточных пунктов попуска, а характерны для всех таможенных органов России.

Объем торговли между Китаем и Россией в прошлом году приблизился к отметке 27 млрд. долларов США. 20% из них приходится на Дальний Восток России. Импорт товаров производства КНР характеризуется ежегодным динамичным ростом. В Дальневосточном таможенном управлении за последние четыре года объем декларируемого товара производства КНР увеличился в 1,6 раза, при этом стоимость возросла в 4,3 раза, а платежи - в 3,8 раза. При росте объема китайского товара в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 431 тыс. тонн, дополнительно в бюджет перечислено 245 млн. долл. США. Ежемесячно на Дальнем Востоке проходит оформление более 150 тысяч тонн различных китайских товаров.

Анализируя ситуацию, специалисты Дальневосточного таможенного управления отметили любопытный факт - в различные периоды морские и сухопутные пункты пропуска играли различную роль в перевалке товаров из Китая. Так, если в 2003 году доля сухопутных пунктов пропуска в общем объеме перемещаемых товаров составляла 86%, то в 2006 году отмечается существенное увеличение доли морских перевозок в общем структуре товарооборота, а на долю сухопутных перевозок пришлось уже чуть более 60% китайского товара. Это говорит о том, что прирост происходит импульсивно, т.е. логистика не устоялась и товарные массы по-прежнему «блуждают» в поисках бреши в системе таможенного контроля. При этом в основной массе после таможенного оформления товары не потребляются населением Дальнего Востока, а следуют в другие регионы России. Фактически дальневосточные пункты пропуска используются как транзитные.

В целях пресечения искусственного перетекания китайских товаров между дальневосточными пунктами пропуска в феврале–марте 2007 года Дальневосточное таможенное управление и Дальневосточная оперативная таможня совместно с территориальными органами ФСБ России провели системную работу по усилению таможенного контроля одновременно на всем протяжении российско-китайской границы на Дальнем Востоке - от Биробиджана до Краскино. Основной упор был сделан на проверку достоверности заявления сведений о товарах народного потребления – обуви и одежды. В результате в Биробиджане вместо заявленных ковриков обнаружено шесть фур качественного женского трикотажа. Более десяти фур стали предметом административного разбирательства в зоне ответственности Хабаровской таможни. Проведенные лабораторные исследования обуви в Находкинской таможне показали, что она изготовлена из кожи, а не из композиционных материалов, как заявлял декларант.

В итоге в марте по сравнению с январем 2007 года объем оформляемой обуви сократился более чем в два раза. Общий объем импорта, следующий в Россию через пункт пропуска «Полтавка» Уссурийской таможни, сократился в 10 раз. Произошло существенное снижение товаропотока на других участках государственной границы. Участились случаи, когда товар, ввезенный из КНР на территорию России, тут же, без подачи таможенных деклараций, вывозится обратно – как только становиться известно о намерении таможенников в соответствии с системой управления рисками провести 100% таможенный досмотр.

В результате повышения качества оперативно-розыскной деятельности и взаимодействия с подразделениями дознания таможен, количество возбужденных по оперативным данным уголовных дел составило 70%, или 211 дел от общего числа. Указанные обстоятельства позволили в 3,5 раза улучшить результаты по выявлению и пресечению контрабанды, совершенной организованными группами. Всего за 2006 год возбуждено 299 уголовных дел, что на 53% больше, чем за аналогичный период 2005 года. Стоимость незаконно перемещенного товара по возбужденным уголовным делам составила 622,8 миллионов рублей. При этом ориентировочная стоимость предметов правонарушения, изъятых по административным делам, составила около 3 млрд. рублей.

Анализ ситуации показывает явное сокращение серых схем таможенного оформления одежды и обуви китайского производства, которые в качестве реакции на усиление таможенного контроля, меняют логистику по доставке в Российскую Федерацию, минуя Дальневосточный регион.

Проесс-служба ДВТУ