05.03.08

Проблема теневого оборота леса решится только при жестком контроле с момента заготовки до его реализации

5 марта 2008 г в Братске состоялся выездной Консультативный совет по работе с участниками внешнеэкономических связей Сибирского таможенного управления.

Обсуждался вопрос таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов и совершенствования взаимодействия таможенных органов с государственными и иными организациями в борьбе с правонарушениями в лесной сфере.

Экспорт леса из Сибири остается наиболее криминогенной сферой внешнеэкономической деятельности: регулярно выявляются факты занижение стоимости и сортности вывозимой древесины, перегруз железнодорожных вагонов, использование недействительных либо просроченных фитосанитарных сертификатов, вывоз фирмами-однодневками, созданными по подложным документам либо на подставных лиц. В 2007 г таможенными органами региона возбуждено 662 дела об административных правонарушениях и 10 уголовных дел, связанных с незаконным перемещением леса и лесоматериалов (в 2006 г 879 дел об АП, и 11 уголовных).

Как отметила в своем докладе заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СТУ Обыскалова Лариса, вопрос о таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов остается одним из приоритетных при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ на экспорт. Проведенный анализ динамики таможенной стоимости при экспорте лесоматериалов в 2007 г в сравнении с 2006 г показал рост ценовых показателей 1 м куб в сравнении с 2006 г: - по необработанным лесоматериалам - $85,45/м куб, что выше показателя прошлого года на 18,6%; - по обработанным лесоматериалам - $181,62 /м куб, рост по сравнению с прошлым годом составил 18,3%.

Колебание уровня стоимости 1 м куб при экспорте лесоматериалов в большинстве случаев объясняется местом произрастания, а, следовательно, качества древесины в зависимости от климатических условий регионов, сортности, сортимента, вида обработки.

Одним из методов упорядочивания экспорта леса может стать применение системы электронного поштучного учета круглого леса (биркование). Решение о распространении этой системы во всех таможенных органах СТУ принято на заседании коллегии ФТС России в мае 2007 г в г Томске. Данная система успешно применяется Иркутской таможней с 2005 г. Братская таможня применяет электронный поштучный учет с мая 2007 г: во 2 кв оформлено 217 м куб лесоматериалов необработанных, а в 4 кв 794 м куб. Динамика положительная, но на фоне общего количества цифра незначительная. Не прижилась эта система и в Красноярском крае: ни один из лесоэкспортеров, которые ранее выразили свою готовность применять данную систему, не приступил к ее использованию.

Участники внешнеэкономической деятельности объясняют это дороговизной бирок для маркировки бревен (5 руб за шт) и нерегулярностью их поставок, а также дополнительными затратами на покупку считывающих информацию терминалов, на обучение и содержание специалистов. По мнению таможенников, основная причина малых объемов декларирования круглого леса с применением биркования - это отсутствие соответствующих требований в законе и отсутствие каких-либо преимуществ для организаций, использующих данную систему.

Вместе с этим продолжается работа по сокращению мест отгрузки экспортной древесины: в 2006 г в Сибири их было более 600, сейчас - 421, что дает возможность проводить полноценный таможенный контроль. Также, реализация леса возможна через "лесные биржи", что позволит решить некоторые проблемы: обеспечение законности вырубки и вывоза древесины; с помощью рыночных механизмов повышение стоимости лесоматериалов и как следствие суммы взимаемых таможенных платежей. Сейчас в Сибири функционирует Байкальская лесная товарная биржа, но ее услугами не могут воспользоваться некрупные экспортеры леса (вступительный взнос составляет 500 тыс. рублей).

Также, проводится работа по минимизации таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу. Совместно с руководством железных дорог таможенниками обустраиваются железнодорожные пункты пропуска современными техническими средствами, которые значительно сокращают время проведения таможенного контроля. Так, автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов "АСКО-ПВ", позволяющая дистанционно контролировать наличия запорно-пломбировочных устройств на вагонах, загрузку вагона и вес товара прямо в движении, уже успешно функционирует на ЖДПП Наушки. Но одного технически оснащенного пункта пропуска для Сибири этого явно недостаточно.

В завершении консультативного совета его участники отметили, что проблему теневого оборота леса можно решить только при жестком контроле с момента заготовки до его реализации. Для этого необходимо тесное взаимодействие таможенных органов, других контрольных и правоохранительных органов, железных дорог и администраций субъектов РФ.

Леспром.ру; 05.03.08