22.01.09

Представление новых электронных деклараций стало обязательным при автомобильных перевозках между Россией и Финляндией в 2009 году.

С начала 2009 года в масштабе всего Евросоюза началась реформа Таможенного кодекса по обеспечению безопасности. К ее реализации Финляндия, как страна Евросоюза, приступила одной из первых. Реформирование рассчитано на период до 2013 года и в первую очередь касается автоперевозчиков, как российских, так и иностранных. Первые мероприятия – изменение системы контроля товаров, в том числе транзитных, пересекающих границу Евросоюза, и предварительное декларирование грузов, прибывающих на его территорию, – начали претворяться в жизнь уже с Нового года.

Итак, контроль транзитных перевозок по процедуре МДП теперь осуществляется в Финляндии с помощью новой компьютеризированной транзитной системы. Помимо книжки МДП перевозчик обязан предоставлять таможенным органам Финляндии электронную декларацию через систему Интернеттранзита по адресу: http://asiointi.tulli.fi /passitus. А для передачи электронных сообщений можно воспользоваться и системой NCTS.

Сведения, требуемые для транзита по книжке МДП, должны быть переданы в электронном виде до начала операции МДП. Экспедиторские компании, владельцы складов и другие участники ВЭД могут передавать эти сведения от имени перевозчика. При этом перевозчик, как держатель книжки МДП, всегда будет нести ответственность за подачу, достоверность сведений и соблюдение требований, касающихся перевозок по системе таможенного транзита МДП.

А летом – с 1 июля 2009 года – Евросоюз вводит предварительное декларирование грузов, прибывающих на территорию содружества и убывающих с него. На все ввозимые в страны ЕС и вывозимые из них товары перевозчики обязаны будут не менее чем за час до прибытия на границу подавать либо общую декларацию прибытия, либо электронную транзитную декларацию. В Финляндии декларации будут передаваться в новую систему AREX таможенной службы Финляндии или по Интернету, или сообщением в формате XML. При этом отмечается, что реформа не коснется двух видов перевозки товаров – физическими лицами и пересылка международной почтой. В связи с этими нововведениями Главное таможенное управление Финляндии организовало брифинг. Советник по таможенным вопросам Посольства Финляндии в Москве Антти Ниссинен представил журналистам своих коллег, которые выступили с докладами.

Финские таможенники уточнили, что с 1 июля 2009 года предприятия будут также обязаны передавать таможенным органам предварительно в электронном формате информацию для целей безопасности в отношении всех товаров, ввозимых или вывозимых с территории ЕС. Сведения безопасности по товарам, прибывающим в Финляндию, должны быть задекларированы путем подачи или отдельной предварительной декларации, то есть общей декларация прибытия (Entry Summary Declaration), или электронной транзитной декларации, подаваемой предварительно. Сведения безопасности по убывающим из Финляндии товарам будут передаваться в составе экспортной или транзитной декларации. Эта реформа вызвана стремлением улучшить общую безопасность международных цепей поставок. Нововведения начинаются не с чистого листа. Уже с июня 2008 года в Финляндии стало возможным передавать в электронном виде сведения, требуемые для транзита по книжке МДП. Ну а теперь передача электронных сведений до начала операции МДП стала обязательной.

– Держатель книжки МДП, иначе говоря – перевозчик – несет ответственность за подачу сведений, заявляемых в книжке МДП, – подчеркнул в своем выступлении директор департамента внешней торговли Главного таможенного управления Финляндии Яркко Сакса. – Кроме того, и другие участники ВЭД как, например, экспедиторские компании или владельцы складов, могут передавать эти сведения от имени перевозчика. В качестве держателя книжки МДП перевозчик, однако, всегда несет ответственность за достоверность сведений и надлежащее соблюдение требований, касающихся перевозок по системе таможенного транзита МДП. Ссылочный номер, присвоенный электронной декларации, должен быть представлен таможенному органу при помещении груза под процедуру МДП в Финляндии. В случае отсутствия электронной декларации перевозка МДП не будет оформлена в таможне отправления.

А начальник отдела таможенного оформления ГТУ Финляндии Ярмо Ряйккя подробно рассказал о том, как должно производиться предварительное декларирование грузов, прибывающих на территорию ЕС, начиная с 1 июля 2009 года.

Повторим: требование о предоставлении новой общей декларации прибытия является частью осуществляемой в масштабе всего ЕС реформы Таможенного кодекса по обеспечению безопасности. Декларация должна быть подана не позднее, чем за час до прибытия груза на границу. Перевозчик, ввозящий товары на таможенную территорию ЕС, несет ответственность за представление предварительной декларации, содержащей сведения безопасности.

Кроме того, и другие участники ВЭД ни перевозчика. В Финляндии декларации будут передаваться в новую систему AREX Таможенной службы, или по Интернету, или отправляя сообщение в формате XML. Каждой общей декларации прибытия присваивается системой таможенной службы уникальный идентификационный номер MRN, который должен быть передан для сведения, как перевозчику, так и участнику ВЭД, подающему таможенную декларацию в Финляндии. Водитель обязан представить идентификационный номер MRN таможенному органу Финляндии на пограничном таможенном посту.

Если при прибытии на территорию ЕС груз находится под процедурой транзита или он будет помещен под процедуру транзита непосредственно после прибытия на территорию ЕС, требуемые сведения безопасности могут быть переданы в составе предварительной транзитной декларации. Тогда общая декларация прибытия не требуется.

Что касается декларации на убывающие из стран Евросоюза товары, то здесь также есть некоторые нюансы. О них поведал старший таможенный инспектор Восточного таможенного округа Финляндии Вейо Алатало (на снимке).

– В Финляндии, – сказал он, – подача экспортной декларации в электронной форме станет обязательной не позднее, чем с 1 июля 2009 года. Сведениябезопасности, предусмотренные реформой Таможенного кодекса Евросоюза по обеспечению безопасности, будут передаваться в составе экспортной декларации. Если товары, убывающие из ЕС, будут помещены под процедуру транзита, сведения безопасности должны быть представлены в составе транзитной декларации. В исключительных случаях может требоваться подача в электронной форме отдельной общей декларации убытия (Exit Summary Declaration), содержащей сведения безопасности. Помимо этой подаваемой в исключительных случаях декларации, новые декларации не будут требоваться в отношении убытия товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Водитель всегда должен быть готов представить таможенному органу на пограничном таможенном посту идентификационный номер MRN, присвоенный поданной ранее таможенной декларации, в которой были указаны сведения безопасности.

Финские специалисты также коснулись вопросов использования регистрационного и идентификационного номера экономического оператора (EORI) в таможенной декларации. Суть дела в том, что с 1 июля 2009 года все операторы, передающие таможенные декларации и уведомления о прибывающих и убывающих грузах, должны указать в декларациях регистрационный и идентификационный номер экономического оператора (EORI). EORI представляет собой новый реестр экономических операторов в масштабе всего Евросоюза. Информация о том, как можно получить регистрационный и идентификационный номер экономического оператора, будет представлена позже, в течение 2009 года.

Все эти изменения, о которых говорили наши коллеги из Финляндии, основаны на изменениях, внесенных в Регламент о применении Таможенного кодекса Евросоюза. Важность всех этих новшеств трудно переоценить. Достаточно заметить, что эта тема обсуждалась и на недавних переговорах в Москве Владимира Путина и премьер-министра Финляндии Матти Ванханена. «Финляндия – один из наших основных партнеров в Европе, без всякого преувеличения. Не только потому, что мы соседи, но и исходя из объективных данных по товарообороту. В соответствии с нашей статистикой, за первое полугодие 2008 года Россия стала и первым партнером для Финляндии, обогнав по многим показателям Федеративную Республику Германия», – сказал тогда на пресс-конференции наш премьер. Говоря о введении на нашей границе системы электронного таможенного декларирования, Владимир Путин отметил, что «эта мера, осуществления которой российская сторона добивалась в течение почти десяти лет, призвана не только покончить с криминальной практикой так называемых «двойных счетов», но и существенно ускорить процесс таможенного оформления грузов».

По его словам, благодаря упорядочиванию коммерческого ввоза автомобилей в Россию из Финляндии стороны рассчитывают уже в самое ближайшее время выйти на взаимоприемлемые решения в вопросах таможенного сотрудничества.

Итак, содружество таможенных служб России и Финляндии выходит на новый этап, и это уже не эксперимент, повседневная практика.

Андрей ПЕТРОВ